Принят инициированный правительством Закон, возвращающий ИТ-, консалтинговые, юридические и аудиторские услуги в число облагаемых НДС
Действия отечественной исполнительной власти не всегда последовательны. Свежий пример тому - азаровский законопроект № 8321, которым, кроме прочего, в список операций, облагаемых НДС, возвращается целый ряд услуг, исключенных из него при принятии Налогового кодекса именно по инициативе правительства. При этом такие важнейшие для бизнеса нормы в законопроекте, полном без сомнения нужных и полезных нововведений, размещены как бы между прочим, максимально замаскированно от любого, кто не помнит наизусть номера статей Налогового кодекса.
Мотивировка таких действий Кабмина недвусмысленно отражена в пояснительной записке к проекту. Его нормы, по мнению авторов, направлены на «запобігання необґрунтованим втратам податкових надходжень». В связи с этим весьма интересно, кто именно определяет, какие потери обоснованы, а какие - нет? Если налоговики - то у них вряд ли есть «обоснованные» потери.
Тем более, что при принятии Налогового кодекса потери в поступлениях от НДС с консультационных услуг вроде бы считались «обоснованными», поскольку обеспечивали борьбу со схемами уклонения от налогообложения путем «оказания» фиктивных услуг. Видимо, что-то в балансе бюджета поменялось настолько, что теперь это уже «необоснованные» потери…
Александр Попов, главный редактор аналитического еженедельника «ЮРИСТ & ЗАКОН»
Правительство при этом не удосужилось даже назвать цену вопроса - сумму ожидаемых дополнительных поступлений, на что обратили внимание все причастные к работе над законопроектом в Верховной Раде (в частности, Главное экспертное управление ВР). А она явно весьма велика - всего лишь одна строчка в тексте законопроекта возвращает в число плательщиков НДС сразу немало сфер бизнеса, ведь речь идет о любых консультантах (в том числе юристах, адвокатах, бухгалтерах, аудиторах), разработчиках и поставщиках ПО, справочных службах (предоставляющих услуги по обработке данных и/или предоставлению информации).
Но не стоит забывать о другой стороне вопроса. Цена подобного решения - это не только дополнительные поступления в бюджет, но и дополнительные расходы налогоплательщиков.
Учитывая желание правительства ввести новые правила, не дожидаясь начала следующего года, такие нововведения означают для всех предприятий и предпринимателей, оказывающих подобные услуги, ломать свои финансовые планы. Прежде всего им надо получить свидетельство плательщиков НДС, если они, конечно, не занимаются параллельно другой деятельностью, дающей возможность это свидетельство иметь.
Также, и это, пожалуй, главное, будет необходимо внести коррективы в свою ценовую политику, ведь «возвращение» НДС для их клиентов будет выглядеть как повышение цены на 20%. Соответственно, вероятнее всего, они столкнуться с существенным, для многих не совместимым с продолжением деятельности, уменьшением доходов либо из-за вынужденного снижения доли прибыли в отпускной цене, либо из-за уменьшения числа клиентов, для которых их услуги станут слишком дорогими.
Клиенты, соответственно, тоже почувствуют на себе нововведения. Ведь ни один поставщик услуг не сможет избежать повышения цен (мало у кого норма прибыли заложена на уровне 20 и больше процентов). А далеко не все клиенты смогут вообще отказаться от получения перечисленных услуг. И переход к другому, более дешевому поставщику, - не панацея. Скорее всего, расплатой за сохранение уровня расходов на консультантов станет ухудшение качества предоставляемых услуг.
Так что правительство и лично Премьер Азаров в очередной раз своими налоговыми новациями задало отечественному бизнесу очень тяжелый вопрос - вопрос обеспечения собственного выживания.
Что характерно, это прекрасно понимали в профильном Комитете ВР, предлагая исключить из законопроекта эту (и не только) норму и приурочить ее рассмотрение ко второму чтению законопроекта № 8217, представляющего собой комплексный пакет изменений к Налоговому кодексу. Комитет даже внес в парламент свой законопроект № 8321-д, в котором от предложений правительства остались лишь нормы, безоговорочно поддерживаемые членами Комитета.
Однако принят был не он (до его рассмотрения дело так и не дошло), а чуть-чуть «подрихтованный» вариант от Кабмина. При этом, в ходе обсуждения в зале парламента вопрос обложения НДС если и поднимался, то только в части допустимости введения такого налога в отношении портовых услуг. То есть, по всем остальным сферам, видимо, не имело смысла даже пытаться что-то изменить (хотя, впрочем, ни одна из озвученных в зале поправок так и не прошла).
Председатель же профильного Комитета Виталий Хомутынник горячо убеждал коллег в том, что принимать документ необходимо именно в предложенной редакции, не внося в зале никаких изменений. И вновь появилась магическая фраза о дополнительных поступлениях в бюджет. На этот раз даже прозвучала цифра - 3 млрд. гривен.
Как видим, цена вопроса достаточно велика. Но, несмотря на это, правительство, подавая законопроект, открыто и недвусмысленно заявило, что в общественном обсуждении он не нуждается. Точно так же вне зоны внимания остались социальные последствия законопроекта (по мнению авторов - их нет), что не слишком правильно. Такие внезапно-критичные скачки налогового законодательства не могут не отразиться на работниках затронутых предприятий. Неужели г-н Азаров готов поручиться, что все те, кого он своими инициативами вернул в сферу обложения НДС, смогут в целости сохранить имеющиеся рабочие места? Или число в потенциальных безработных в данном случае слишком мало, чтобы вспоминать о них при внесении законодательных инициатив? Ответов на эти вопросы, похоже, дождаться не удастся…
А вот вопрос - как согласуются инициативы Премьера Азарова по повышению налогов с ранее задекларированным курсом на либерализацию бизнес-климата - получит ответ уже в ближайшее время. Для этого Президенту Виктору Януковичу, который и провозгласил начало политики содействия бизнесу после своего прихода к власти, достаточно подписать или ветировать принятый Закон. Логичнее, конечно, его ветировать, на деле доказав предпринимателям, что власть все же не забывает об их нуждах, протянув руку помощи в ситуации, для многих предприятий (если не для целых отраслей) безвыходной. Бизнес это оценит и запомнит. А парламент и правительство пусть еще раз подумают, что приоритетнее для них: немедленные и недолгие поступления в бюджет ценой закрытия бизнеса или развитие бизнеса, что даст те же поступления, но немного позже и гораздо стабильнее.
Александр Попов, "ЮРИСТ & ЗАКОН"