По мере того как правительство Китая все больше отдает предпочтение государственным предприятиям, растут опасения относительно будущего китайского экономического чуда.
Китайские государственные предприятия оживают после продолжавшегося несколько десятилетий отступления под натиском частных предпринимателей.
По мере того как китайская казна неудержимо растет, правительство все чаще инвестирует в государственные компании в расчете на то, что они смогут модернизировать свою производственную базу и создать новые рабочие места. Получателями инвестиций становятся те самые государственные предприятия, крах которых предсказывало большинство аналитиков.
Сегодня экономисты задаются вопросом, не собирается ли Китай, официально продолжающий называть себя социалистическим, но на Западе давно уже воспринимаемый как образец жесткого капитализма, восстановить государственный контроль над некоторыми сферами экономики.
Сегодня этот вопрос имеет более важное значение, чем раньше. В этом году Китай обошел Японию и утвердился на втором месте в мире по размеру экономики, а олицетворяемая им модель развития, направляемого государством, обладает колоссальной привлекательностью для бедных стран.
Некогда прилежно учившиеся у Соединенных Штатов китайские руководители во время финансового кризиса вновь утвердились в своей уверенности в решающем значении государственного управления экономикой и в том, что частное предпринимательство должно играть лишь вспомогательную роль.
«Преимущества социалистической системы, — сказал в своем выступлении в марте этого года премьер-министр Китая Вэнь Цзябао, — позволяют нам эффективно принимать решения, руководить и концентрировать ресурсы для осуществления масштабных проектов».
Считается, что и Вэнь Цзябао, и президент Ху Цзиньтао в меньшей степени, нежели начинавшее экономические реформы предыдущее поколение китайского руководства, склонны принимать во внимание интересы иностранных инвесторов и китайского частного сектора. Они предпочитают усиливать влияние и экономические возможности наиболее известных государственных компаний.
«Китай всегда был известен строгим управлением экономикой. Но какое-то время казалось, что страна отказывается от политики активного вмешательства государства в экономику», — рассказывает политолог из Северо-Западного университета в Иллинойсе Виктор Ших.
Ших, как и многие другие, полагает, что в Китае происходит частичный демонтаж реформ 80—90-х годов, в результате которых большая часть бывшего государственного сектора перешла в частные руки.
«Проблема заключается в том, что реформы, осуществлявшиеся на протяжении 20 лет, начиная с 1978 года и до конца 90-х, никак не затронули государственный аппарат, — полагает профессор Пекинского университета Яо Ян, возглавляющий Китайский центр экономических исследований. — И вот, после того как остальные реформы были закончены, мы становимся свидетелями того, как государственный аппарат расширяется, потому что системы сдерживания его бесконтрольной власти не существует».
Другие специалисты считают, что в планы правительства всегда входило создание конкурентоспособного государственного сектора, который бы преобладал над частным сектором в важнейших отраслях экономики, и что политика приватизации или даже закрытия убыточных государственных предприятий, высасывавших деньги из бюджета, этим намерениям не противоречила.
Возникшие в последнее время опасения в связи с усилением роли государства, по мнению сотрудника занимающейся экономическим прогнозированием пекинской исследовательской группы Dragonomics Артура Кребера, отражают в основном процесс «приведения восприятия в соответствие с реальностью».
Однако скептики настаивают на том, что диспропорции развития и неэффективность, возникающие отчасти вследствие государственного вмешательства в экономику, негативно скажутся на показателях экономического роста Китая даже раньше 2020 года. По их мнению, Китай, подобно Японии в свое время, слишком полагается на единую вертикаль в экономической политике.
Скептики также отмечают растущее политическое и финансовое влияние гигантских государственных компаний. В Китае есть 129 концернов, напрямую подчиняющихся правительству, и еще тысячи более мелких компаний, контролируемых властями провинций и городов.
Хотя статистические данные на этот счет засекречены, большинство экспертов сходятся на том, что именно государственным предприятиям досталась громадная часть пакета государственных инвестиций общим объемом в 4 трлн юаней ($588 млрд), призванного стимулировать китайскую экономику за счет строительства новых шоссе, железных дорог и осуществления других крупных проектов. Некоторые из этих предприятий использовали полученные средства для укрепления своего доминирующего положения на рынке.
«В 2009 году мы стали свидетелями серьезного расширения присутствия государства в корпоративном секторе, — считает ведущий эксперт по китайской модели капитализма Хуан Яшэн, работающий в Массачусетском технологическом университете. — Государственные предприятия теперь выпускают йогурт и занимаются недвижимостью».
По словам Хуан Яшэна, только в 2009 году руководством отдельных провинций и городов было создано 8000 государственных компаний, через которые проходит поток государственных инвестиций в промышленность и другие сферы экономики. Вот только один из примеров: в марте китайский производитель автомобилей Zhejiang Geely Holding Group выкупил у концерна Ford шведское автомобилестроительное предприятие Volvo. Большая часть из $1,5 млрд, потраченных на эту сделку, поступила не из скромной собственной прибыли компании Geely, но была выделена властями Шанхая и провинций северо-восточного региона Китая.
В обмен на эту помощь компания Geely пообещала разместить новое сборочное производство автомобилей марки Volvo и новый головной офис предприятия в Шанхае.
Государство стремится увеличить свое присутствие в экономике по нескольким причинам. Решающее значение для экономического роста Китая имеет государственный контроль над энергетикой, и переход угольных шахт в Шаньси в руки государства призван увеличить добычу топлива, гарантировать его поставки на некоторые государственные предприятия и дать Пекину больше возможностей контролировать цены на уголь.
Однако в других отраслях государство ведет себя скорее как жестокий завоеватель. Государственные предприятия прибирают к рукам наиболее лакомые части экономики. «Частному сектору достаются кости, все мясо съедают государственные предприятия», — заявил вице-директор аналога Торговой палаты провинции Чжэцзян Цай Хуа.
Цай Хуа считает, что государственный контроль над промышленностью необходим Китаю, чтобы успешно конкурировать на международном уровне и направлять развитие экономики страны. Но на местном уровне, по его мнению, преимущества, которыми пользуются государственные предприятия — такие как приоритет в получении кредитов в государственных банках, приоритет в получении финансовой помощи в кризисных ситуациях, приоритет при распределении пакетов государственного стимулирования экономики, — ставят частный сектор в положение «фундаментального неравенства».
Некоторые аналитики считают, что государственные концерны, созданные на деньги государства и с его помощью вышедшие на мировой уровень, приобрели вместе с тем и большой политический вес и теперь могут успешно отбивать попытки Пекина управлять ими.
В прошлом году китайские власти предпринимали попытки ограничить ажиотажную активность государственных предприятий в сфере спекуляций недвижимостью, кредитования и т.д. В мае госсовет КНР постановил ужесточить требования, предъявляемые к государственным компаниям при распределении государственных контрактов на строительство дорог и мостов, и даже на выполнение военных заказов. Однако аналогичные постановления принимались и прежде, но не дали никакого результата.
И все же успех Китая служит мощным аргументом в пользу стратегии повсеместного государственного присутствия в экономике. Южная Корея и Япония также достигли успеха и процветания в условиях сильного вмешательства государства в экономику.
Экспертов беспокоят лишь два вопроса: сколько еще времени государственный контроль над обширными секторами экономики будет продолжать способствовать их росту и сумеет ли Китай перестроить свою политику в отношении этих секторов экономики, если нынешняя стратегия перестанет приносить успех?
В подготовке материала участвовал Ли Байбо