ООО «Хлеб Инвестбуд», состав акционеров которого покрыт мраком и окружен самыми смелыми догадками, предоставляет «льготы» сельхозпроизводителям исключительно за счет налогоплательщиков.
Начав форвардные закупки на рынке зерна, «Хлеб Инвестбуд» предложил своим добровольным и вынужденным партнерам бонусы в виде минеральных удобрений и топлива. Приоритетность поставок ГСМ не скрывают ни в самой компании, ни в аграрном фонде, которому впервые понадобилась помощь посредника при проведении закупок. И Александр Маринец, генеральный директор Аграрного фонда, и глава «Хлеб Инвестбуда» Роберт Бровди подтвердили, что топливо и минудобрения по льготным ценам получат только те аграрии, которые заключат форвардные контракты с «Хлеб Инвестбудом» на продажу зерна в резерв.
Между тем еще в середине марта премьер-министр, сообщая, что Кабинет министров предусмотрел поставку сельскохозяйственным предприятиям дизельного топлива по цене 7,7 грн./л и бензина А-76 по 7,9 грн./л через Шебелинский газоперерабатывающий завод, ни о каких особенных условиях поставки не сообщал.
Таким образом ООО «Хлеб Инвестбуд», состав акционеров которого покрыт мраком и окружен самыми смелыми догадками, предоставляет «льготы» сельхозпроизводителям исключительно за счет налогоплательщиков. Маловероятно, что квазигосударственная структура закупает топливо, например, на украинских нефтеперерабатывающих заводах по рыночной цене и отпускает своим контрагентам по «льготной».
Подобное развитие ситуации уже прогнозировалось экспертами аграрного рынка, которые предрекали, что граждане налогами будут финансировать эту компанию на 50%. И эти самые граждане будут финансировать те частные структуры, которые тоже связаны с этой компанией.
В этом контексте весьма неоднозначно выглядят сообщения о том, что дочернее предприятие Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины» компания «Укргаздобыча» начало поставки топлива аграриям по льготным ценам (производится компанией на Шебелинском ГПЗ): дизтоплива по 7,7 грн./л и бензина А-76 по 7,9 грн/л.
Нефтетрейдерам, импортирующим топливо стран-соседей, неинтересен данный сегмент рынка. Они в большей мере предпочитают рассуждать о том, насколько сильно заинтересованы сельхозпроизводители в топливах высокого качества.
«За последние несколько лет много западных инвесторов пришли в сельское хозяйство и проинвестировали много средств в хорошую технику, и эти компании нуждаются в хорошем топливе, в первую очередь дизтопливе»,— считает Василий Дмытрив, директор по маркетингу сети ОККО.
В правительстве же не только используют средства налогоплательщиков для расширения рынка в интересах искусственного монополиста, но и заходят на поле украинских НПЗ. Напомним, недавно между Кабмином и собственниками нефтеперерабатывающих заводов был подписан меморандум. В документе одним из инструментов повышения нефтепереработки в Украине прописано продление стандартов топлива, соответствующих требованиям Евро-2 и Евро-3, до конца 2012 г. Не исключено, что уже через год работать с аграриями можно будет только через монополиста.
По прогнозам же экспертов, появление монополиста в виде «Хлеб Инвестбуда» и использование ресурсов топлива не принесет продовольственным рынкам ничего хорошего. Многие товары, считающиеся социальными, могут оказаться дефицитными, так как не исключено, что следующий год аграрии встретят в еще худшем финансовом положении.