Владелец группы «СКМ» оперативно расставляет людей на руководящие посты «дочек» «Укрзализныци».

С 1 января 2012 года «Укрзализныця» затеяла реформу, суть которой сводится к изменению правового статуса почти 120 тыс. грузовых железнодорожных вагонов путем передачи их на баланс ГП «Дарницкий вагоноремонтный завод» (ДВРЗ), Укрспецвагону, Украинскому транспортно-логистическому центру (УТЛЦ), УГЦТС «Лиски» и ряду других госпредприятий. Для обоснования данных изменений чиновники ведомства приводят тот факт, что сейчас вагоны имеют статус инвентарных, поэтому их может эксплуатировать любая страна СНГ, вовремя не возвращая в Украину. Путем их передачи на баланс вышеупомянутым ГП в администрации рассчитывают эту ситуацию изменить в корне.

Но, похоже, первым к реформе стал готовиться владелец группы «СКМ» Ринат Ахметов. На днях из сообщения "Комментариев" стало известно о смене менеджмента ДВРЗ. Вместо возглавлявшего вагоноремонтный завод на протяжении десятка лет Сергея Харченко новым главой был назначен Сергей Сонин. Смену руководства на предприятии официально не комментируют. Источники же «k:» утверждают, что главной его задачей на текущий год станет внедрение нового вида деятельности — эксплуатация подвижного состава. Для железнодорожной общественности персона Сонина малоизвестна. По информации «k:», он выходец из Донецка. В свое время Сонин руководил ООО «Укртрансмаш» (правопреемник имущества завода «Донецкгормаш»). Учредитель последнего — компания UMBH Limited, входящая в состав группы «СКМ» Рината Ахметова. Надо отметить, что данная кадровая ротация выдержана в духе времени. В 2011 году нового руководителя получило еще одно госпредприятие, которое вскоре пополнится ценным вагонным парком, — ГП «Украинский государственный центр по эксплуатации специализированных вагонов» (Укрспецвагон), которое возглавил Геннадий Бурцев. В свое время он занимал руководящие должности на Керченском стрелочном заводе и в компании «Межрегиональный промышленный союз», которые также относятся к сфере прямых интересов Рината Леонидовича. Приблизительно в то же время нового директора в лице Владимира Иващука получил и Украинский транспортно-логистический центр. Иващук пошел на повышение с должности начальника Главного коммерческого управления «Укрзализныци», и «сватал» его относительно близкий к Ахметову глава «Укрзализныци» Владимир Козак.

Учитывая такие тенденции, вскоре можно ожидать смены менеджмента и на ГП «Украинский государственный центр транспортного сервиса «Лиски». Пока его возглавляет не нуждающийся в представлении в среде железнодорожников Анатолий Слободян. Именно он в 90-х годах был одним из первых руководителей «Укрзализныци», уступив ее затем Георгию Кирпе, став его заместителем. Потом Слободян управлял Юго-Западной железной дорогой, так что его нынешнее пребывание в «Лиски» выглядит как дань уважения человеку перед выходом на пенсию. Но в целом, к тому времени, когда «Укрзализныця» оставит за собой убыточные пассажирские перевозки, а прибыльный грузовой транспорт передаст вышеперечисленным ГП, последними будут руководить люди, так или иначе обязанные своей карьерой Ринату Ахметову.

Почему Ринат Леонидович первым отреагировал на потенциальную реформу, догадаться несложно. С одной стороны, контроль над парком грузовых вагонов позволит обеспечить первоочередное удовлетворение собственных потребностей промышленной группы Ахметова, будучи при этом довольно весомым аргументом для положительного решения вопросов с некоторыми бизнесменами. С другой стороны, запланированная реформа резко увеличивает шансы на отчуждение вагонов в пользу частного инвестора.

Что с вагонным парком может сделать ГП, свидетельствуют примеры из прошлого. Один из таких — история хозяйственной деятельности ГП «Укрспецвагон». В 2004 году оно, по данным Контрольно-ревизионного управления, безвозмездно передало экспедиторской компании «Лемтранс», близкой к Ринату Ахметову и его бизнес-партнеру Антону Пригодскому, несколько тысяч грузовых полувагонов. Но даже если предположить, что сейчас скрытой приватизацией госпредприятия заниматься не будут, фактически через назначения их руководителями ставленников Рината Ахметова, отрасль все равно так или иначе близится к смене реального хозяина.

Вадим Савенко, «Комментарии»

КЛ всегда удивлялась. Когда речь заходит про приватизацию УЗ, или хотя бы, грузовых перевозок, поднимается шум - нельзя государственное богаство отдавать олигархам. Но когда те же олигархи берут бесплатно и пользуются как своим, при том, что формально оно остается госудасртвенным, все спокойны. Почему?