Проект Закона «О повышении конкурентоспособности предприятий ГМК и химпрома» не только законодательно закрепляет действующие для метпредприятий преференции, но и расширяет их за счет дополнительных льгот – начиная от возврата налоговых векселей и заканчивая госгарантиями по кредитам. Объем и количество льгот, обещанных металлургам, почти равны полученным ГМК в 1999 г., которые «благословил» еще президент Леонид Кучма.
Сегодня, 2 декабря, правительство приняло решение о продлении действия Меморандума с предприятиями ГМК, в котором зафиксированы обязательства сторон, направленные на стабилизацию ситуации в отрасли, в течение всего 2010 г.
В новом документе может появиться пункт о моратории на повышение портовых сборов, о чем металлурги просили премьера Юлию Тимошенко на ноябрьском совещании по ГМК в Мариуполе.
Сумев пролоббировать сохранение антикризисных преференций (по постановлению Кабмина №925) на 1 кв. 2010 г., метпредприятия выполнили программу-минимум. Разработанный рабочей группой Минпромполитики Закон «О повышении конкурентоспособности…» – намного более масштабный документ, который дает металлургам практически все, что они хотели от правительства.
Ключевыми положениями законопроекта являются государственные гарантии по «модернизационным кредитам» для металлургии, беспошлинный ввоз оборудования, ускорение возмещения НДС, разрешение использовать налоговые векселя, и мораторий на повышение тарифов естественных монополий (газ и ж/д перевозки).
Госгарантии
Документ предусматривает предоставление в течение пяти лет (2010-2014 гг.) государственных гарантий на привлечение метпредприятиями кредитных ресурсов для модернизации оборудования и внедрения современных технологий. Условием при этом является принятие им соответствующих обязательств с перечнем технологических, энергетических и экологических требований.
Для предприятий ГМК, на программы (проекты) которых распространяется действие этого закона, нормативы гранично допустимых загрязняющих выбросов устанавливаются на уровне, не ниже установленных в Европейском Союзе.
Напомним, что практика предоставления госгарантий для предприятий ГМК была отменена в конце 90-х годов, когда ряд получателей кредитов, в частности, Макеевский МК, «Силур» не смогли выполнять свои обязательства, из-за чего погашать долги пришлось из госбюджета. Отметим, что практика предоставления госгарантий для кредитов, которые идут на модернизацию, существует в ряде других стран, к примеру в США. При условии прозрачности данной процедуры и создания механизмов ответственности заемщика за непогашение кредита (в 90-х годах такие механизмы не действовали) госгарантии могут стать эффективным методом привлечения средств, прежде всего, на мировых финансовых рынках.
Экологические платежи
Для проводящих модернизацию производства предприятий ГМК вводятся льготы по обязательным экологическим платежам – в частности, максимальная планка по отчислениям за выбросы загрязняющих веществ устанавливается на уровне не выше 0,15% валовых расходов.
Кроме того, предприятия, на которых распространяется действие данного закона, смогут использовать 70% средства от сбора за загрязнение окружающей природной среды для реализации собственных природоохранных мероприятий. Остальные 30% средств распределяются между местными, областными и Государственным фондами охраны окружающей природной среды.
За нецелевое использование метпредприятиям указанных средств к ним применяются штрафные санкции. Одновременно предполагается ввести обязательный экологический аудит проведения модернизации предприятий ГМК.
Также их предлагается освободить на 2 года (с 2010 по 2011 гг.) от уплаты сбора за перерасход топливно-энергетических ресурсов (до 200% стоимости перерасходованных ресурсов).
Таможенные и налоговые льготы
Для предприятий ГМК предлагается разрешить срок временного хранения товаров и транспортных средств до шести месяцев (для остальных – до 1 мес.).
Освободить метпредприятия от уплаты НДС и таможенного сбора ввоз оборудования и материалов природоохранного назначения, которые обеспечивают снижение выбросов загрязняющих веществ, утилизацию и уничтожение накопленных отходов, уменьшают использование природных ресурсов за счет дополнительной переработки отходов производства.
Разговоры о необходимости минимизировать платежи по ввозу в Украину современного метоборудования активно ведутся в последние 2-3 года. Напомним, что принятый в январе 2009 г. закон об освобождении на период 1.01.2009 по 1.01.2011 промышленных предприятий от ввозной пошлины на оборудование и комплектующие, которые не производятся в Украине, Конституционным Судом был признан неконституционным, и поэтому в силу не вступил.
Разрешить им в 2010-2012 гг. получать отсрочку по уплате НДС при импорте в случае осуществления расчетов путем применения налоговых векселей.
Предприятия ГМК получат право до 1 января 2012 г. расходы, связанные с улучшением основных фондов, которые подлежат амортизации, относить к составу валовых расходов.
Также до 1 января 2012 г. снять НДС с операций по поставке, в т.ч., импорту, отходов и лома черных металлов.
Отметим, что в течение 2008 г., в порядке эксперимента, операции по металлолому были освобождены от налогообложения. Участниками рынка – как метпредприятиями, так и самими «ломщиками» – данное нововведение было оценено положительно, однако в бюджет на 2009 г. данная норма не попала (очевидно, не хватило лоббистских усилий).
Возмещение НДС
Налогоплательщикам, на которые распространяется действие данного Закона, при возникновении отрицательного значения суммы НДС, возмещение из бюджета такой суммы осуществляется в налоговом периоде, следующему за отчетным периодом, в котором возникло отрицательное сальдо налога.
Срок проведения документальной проверки сокращается до 10 календарных дней, а общий срок проводки проверок не может превышать 20 календарных дней.
Предприятия ГМК получат право при ввозе при ввозе (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины предоставлять органам таможенного контроля налоговый вексель на сумму налогового обязательства.
Напомним, что запрет на использование налоговых векселей ввело правительство Тимошенко с начала 2008 г., чем вызвало бурю негодования со стороны крупных промышленных предприятий, в т.ч., в ГМК, ориентированныхна экспорт, но при этом использующие в производстве импортные сырье и комплектующие. В 2007 г. объем вексельных расчетов по «импортному» НДС достигал 15 млрд. грн.
Возобновление вексельных схем позволит снизить остроту проблемы задолженности по компенсации НДС экспортерам – фактически, предприятия смогут обменять свои векселя по оплате импорта на долги по бюджетному возмещению НДС. В то же время, снизится получение предприятиями «живых» денег, поскольку в этом случае они получат только разницу между объемом импортного и экспортного НДС – в случае, если сумма последнего выше.
Инвестобязательства
Разрешить предприятиям ГМК получить отсрочку инвестиционных обязательств на два года, если конечный срок выполнения указанных обязательств по соответствующим договорам установлен с 1 октября 2008 г. по 1 января 2012 г.
В «ручном режиме» коррекция инвестобязательств для инвесторов метпредприятий уже происходит – так, Фонд госимущества Украины разрешил внести изменения в договорах купли-продажи, регулирующие сроки о объемы осуществления инвестиций для ArcelorMittal Кривой Рог, «Смарт групп» и Rusal. Закон лишь формализует право ФГИ заключать такие соглашения с инвесторами, естественно, при согласовании с правительством.
Для продавливания закона «О повышении конкурентоспособности…»метпредприятиям придется преодолеть мощнейшее сопротивление естественных монополий, Минфина, налоговой и местных властей. Но главное, что в принятии закона в нынешней прямолинейной форме не заинтересованы и сами металлурги – это может привести к новой волне расследований против украинского экспорта.
Цены и тарифы
Для предотвращения роста расходов на производство продукции для предприятий ГМК в проекте закона «О повышении конкурентоспособности предприятий ГМК и химпрома» устанавливается особый порядок формирования стоимости природного газа. Она состоит из цены иностранного поставщика и стоимости услуг по его транспортировке магистральными и распределительными трубопроводами.
Со дня вступления в силу этого закона и до 1 января 2012 г. не допускается установление любых дополнительных платежей, доплат и надбавок на цену природного газа для метпредприятий. Кроме того, на этот же период для предприятий ГМК вводится мораторий на повышение тарифов на транспортировку природного газа трубопроводами, тарифов на грузовые перевозки продукции отечественного производства железнодорожным транспортом, тарифов на электроэнергию, а также цен и тарифов на услуги и работы по обработке грузов в портах Украины.
Для предприятий, на которые распространяется действие этого закона, вводится также мораторий на повышение платы за землю и арендной платы за пользование земельными участками. Срок действия закона «О повышении конкурентоспособности предприятий горно-металлургического и химического комплексов» предлагается установить с 1 января 2010 г. по 1 января 2015 г.
Дежа вю для металлургов
По многим параметрам новый законопроект аналогичен действовавшему в начале 2000-х Закону «О проведении экономического эксперимента на предприятиях горно-металлургического комплекса Украины», которым вводился ряд налоговых льгот для ГМК.
В частности, снижение налога на прибыль для участников эксперимента с 30% 9% (с 1.01.2001 г. – 15%), реструктуризация бюджетной задолженности, списание пени и штрафов за несвоевременную выплату платежей и налогов, освобождение от дорожных сборов, а также снижение сборов в инновационный фонд и за загрязнение окружающей среды.
Главным итогом действия закона стало увеличение оборотных средств предприятий, что позволило им нарастить объемы производства и экспорта метпродукции. Улучшение финансовых результатов работы металлургов, в свою очередь, дало им возможность увеличить платежи в бюджеты всех уровней и в Пенсионный фонд, уменьшить задолженность по заработной плате. Существенно снизились объемы бартера, предприятия значительно улучшили состояние расчетов за энергоносители и сырье.
Налоговые льготы фактически действовали с 4-го квартала 1999 г. до 1 января 2002 г., в денежном выражении сумма льгот оценивается в более чем 3 млрд. грн. (при курсе доллара не выше 5 грн.).
Точно оценить в денежном выражении объем льгот, предоставленных метпредприятиям в рамках нового Закона «О повышении конкурентоспособности…», пока не представляется возможным. По примерным оценкам, это не менее 10 млрд. грн. (основные статьи экономии – мораторий на повышение грузовых ж/д перевозок, тарифов на электроэнергию, портовых сборов, и надбавок по природному газу). Отметим, что по данным Минэкономики, за счет предоставленных преференций с октября 2008 г. по август 2009 г. метпредприятия сэкономили 1,2 млрд. грн.
Были у того эксперимента и негативные последствия – прежде всего, прямые государственные субсидии отдельной взятой отрасли стали основанием для серии антидемпинговых расследований против украинских металлургов, проведенных в различных странах мира. Многие из этих расследований завершились введением пошлин, квот или других ограничительных мер по отношению к украинскому экспорту металла, что привело к недополучению прибыли на сумму в несколько миллиардов долларов.
Перспективы
Таким образом, принятие законодательных актов, направленных на поддержку конкретных отраслей экономики, требует изучения вопроса о возможном введении санкций со стороны ВТО или отдельных ее членов. В частности, по действующему в рамках ВТО соглашению «О субсидиях и компенсационных мерах», предоставление отдельных предприятиям или отраслям налоговых кредитов может рассматриваться как незаконное субсидирование. В этом случае против отечественных предприятий могут быть введены компенсационные пошлины.
С учетом имеющегося негативного опыта, украинские металлурги не заинтересованы в получении прямых, открытых преференций, которые впоследствии могут привести к введению санкций к нашему металлу. Законодательство ВТО допускает введение определенных мер господдержки отдельных отраслей в отдельных случаях, однако у стран – членов организации при этом остается право вводить санкции против субсидируемого экспорта на национальном рынке.
Впрочем, до принятия закона еще далеко – в повестке дня ВР на декабрь это документ, который сначала еще должен утвердить Кабмин, не значится. В январе 2010 г. страну ждут каникулы, выборы и дискуссия по острым политическим вопросам. Но даже тогда, когда у нардепов дойдут руки до рассмотрения Закона «О повышении конкурентоспособности…», рассчитывать на его принятие в нынешнем виде не стоит. «Оппозиция», к которой можно причислить Минфин, ГНАУ, «Укрзализныцю», НАК «Нафтогаз Украины», портовиков и другие заинтересованные ведомства, не допустят закрепления такого объема льгот на 2 года (по некоторым позициям – на 5 лет) – особенно, при условии существенного улучшения на рынках металлопродукции.
У оппонентов остается такой мощный аргумент как Конституционный Суд, который уже отменил несколько антикризисных законов, дающих широкие льготы отдельным отраслям.
В этом случае металлурги могут надеяться на то, что определенный набор льгот, близкий к тому, который они имеют сейчас в рамках Меморандуму взаимопонимания, они будут получать в ручном режиме – согласно постановлениям Кабмина (2 декабря правительство продлило действие постановления №925 на 1-й кв. 2010 г.).
В нынешней дружбе Юлии Тимошенко и металлургов присутствует и политический фактор – накануне выборов премьеру очень важно заручиться поддержкой крупных промышленников.