Созданные государством административные барьеры вынуждают предпринимателей ввозить товар контрабандой
Здоровое стремление получать максимальную прибыль от хозяйственной деятельности предприниматель иногда реализует в чересчур рискованных формах, которые не нравятся государству. Одна из них - экономия на таможенных платежах - называется контрабандой. И борьба с ней - чуть ли не главная задача каждого уважающего себя Президента или Премьер-министра Украины. Однако в теневом импорте виновны не только предприниматели, но и само государство, устанавливающее порой дикие административные барьеры.
Желание предпринимателя сэкономить на ввозной пошлине – не единственная причина теневого импорта
Время - деньги
Среди товаров, традиционно определяющих структуру контрабанды в Украине, председатель Гостаможслужбы Анатолий Макаренко в недавнем интервью изданию "Коммерсантъ-Украина" назвал бытовую технику. Почему, несмотря на уголовную ответственность, она ввозится незаконно? Высокие таможенные платежи? Не только.
"Для того чтобы ввезти в Украину, например, партию обычных диктофонов, необходимо получить предварительное согласие Государственной службы экспортного контроля, Службы безопасности и Службы внешней разведки, - так корреспонденту ЛІГА:ЗАКОН описал суть проблемы директор научно-производственной фирмы "ЮАлекс Дизайн Лтд" Александр Гринченко. - Получение всех разрешений, заключений, согласований может длиться до года. Естественно, от этого страдает оборот, страдает бизнес. Теперь представьте себе количество и сроки согласований, которые вы должны получить, если вдруг решили произвести диктофон. Современное изделие может содержать десятки и сотни элементов. Количество непонятных согласований и непонятной работы как со стороны предпринимателей, так и со стороны государственных органов вырастает в десятки и сотни раз. Производство становится невозможным. Остается в лучшем случае легальный ввоз готовых изделий, что уже само по себе поддерживает и развивает экономику не нашей страны. В худшем случае - контрабанда готовых изделий, что тоже поддерживает и развивает экономику не нашей страны, криминализует бизнес и т. п. Услуги по обеспечению контрабандного экспорта или импорта, благодаря своей экономической целесообразности, начинают устойчиво присутствовать во всех сферах бизнеса".
Статья 45 Таможенного кодекса Украины устанавливает, что лица, перемещающие товары через таможенную границу, обязаны подавать таможенным органам лишь те документы, перечень которых определяет правительство (перечень сегодня утвержден постановлением КМУ от 01.02.2006 № 80, где наш случай - это п. 25: "Документы, которые согласно законодательным актам выдаются госорганами для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров").
Но в законодательных актах нет нормы, которая говорила бы о необходимости получения от упомянутых ведомств разрешительных документов на ввоз или вывоз бытовой техники. Нет таких документов и в соответствующем Перечне, подготовленном Гостаможслужбой во исполнение постановления № 80… Хотя раньше были.
Тогда зачем, а главное - на каком основании, импортеру необходимо спрашивать разрешение у таких серьезных ведомств?
Двойное понимание двойного применения
Все дело в так называемых товарах двойного применения. По определению, это товары, которые, кроме своего гражданского назначения, могут использоваться в военных или даже террористических целях. Украинским законодательством (Закон № 549-IV) установлен особый порядок контроля за их международными передачами, предполагающий получение разрешительного документа (разрешения или заключения) от Госэкспортконтроля (ст. 15 Закона № 549-IV).
Согласно постановлению Кабмина от 28.01.2004 № 86 к товарам двойного применения относятся специальные технические средства негласного получения информации. Если вы хотите их ввезти или вывезти, то дополнительно необходимо получить еще два согласования - со Службой безопасности и Службой внешней разведки.
В Украине специальной техники как товара не существует.
Спецтехника, военные, террористы… При чем тут бытовые приборы? А при том, что такого товара, как спецтехника, в Украине не существует! Точнее, его нет в Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (в Законе "О Таможенном тарифе Украины" с его толстым приложением).
Специальные технические средства, на самом деле, - это обычные товары, имеющие лишь одну особенность: они предназначены для негласного получения информации. Такое определение дается Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности в этой "специальной" сфере и именно на него ориентируются все госорганы.
Поэтому упомянутое постановление № 86, а также изданный в его развитие приказ СБУ от 15.03.2007 № 214 (в обновленной редакции), которые устанавливают списки таких товаров, ссылаются на коды групп товаров бытового назначения, такие как фото- и видеокамеры, (9006, 852540), диктофоны (8520), видеомагнитофоны (8521), мобильные телефоны (852520) и прочее.
К этим кодам "пристегиваются" признаки, которые должны бы характеризовать специальное назначение прибора. В частности, миниатюрность исполнения, возможность скрытого применения, бесшумность работы, наличие дистанционного управления или датчиков акустических колебаний, которые включают и выключают прибор (помните легенду о диктофоне под диваном в кабинете Президента?), и даже определенные качественные показатели, например, повышенная чувствительность.
Но ведь большинство таких признаков, с одной стороны, присущи обычной хорошей бытовой технике, а с другой - они настолько условны, что наверняка сказать, является ли конкретное техническое средство (диктофон, камера из мобильного телефона или микрофон) специальным, по ним просто невозможно.
Данное утверждение ярко иллюстрирует дошедшее до Верховного Суда дело о привлечении одного частного предпринимателя к административной ответственности по ст. 195-5 КУоАП за хранение специальных технических средств. Службой безопасности была проведена экспертиза, которая установила, что продаваемые предпринимателем миниатюрные видеокамеры относятся к специальной технике, изъятой из гражданского оборота. Камеры, безусловно, конфисковали, а на предпринимателя наложили штраф. И только высшая инстанция, отменившая предыдущие решения, обратила внимание, что "шпионское" оборудование было приобретено правонарушителем на открытой выставке товаров, то есть вполне законно.
С ног на голову
Крайне негативным для бизнеса результатом такой размытости определения является возможность произвольного применения чиновниками положений законодательства. И Перечень товаров, на которые выдаются документы СБУ, необходимые для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу, утвержденный приказом № 214, и Перечень учреждений, которые выдают заключения (согласования) о принадлежности (непринадлежности) товаров к специальным техническим средствам, - достаточные тому подтверждения.
Вместо того чтобы контролировать товары двойного применения, государство занимается проверкой бытовой техники.
Как уже упоминалось, законодательством Украины установлено правило: если через таможенную границу предприниматель провозит товар двойного применения, то он должен показать разрешение Госэкспортконтроля, которое выдается при наличии согласия заинтересованных государственных органов.
Однако на уровне ведомственной самодеятельности все фактически перевернуто с ног на голову: бытовая техника тщательно проверяется, не является ли она товаром двойного применения (спецтехникой). Поскольку у сотрудников таможенной службы знаний на этот счет недостаточно, а предпринимателю верить на слово нельзя, документы направляются в Службу безопасности, специалисты которой после проведения исследований дают свое авторитетное заключение: нет, этот товар не спецтехника.
"Более того, система построена так, что получение этих заключений нужно проводить при каждом ввозе товара - заметил Александр Гринченко. То есть если я захочу через полгода импортировать диктофоны той же самой фирмы, той же самой модели и приобретенные у того же зарубежного партнера или комплектующие изделия для них, то мне снова придется обращаться в СБУ за заключением, которое будет отличаться от предыдущего лишь датами. Создается впечатление, что эта система построена только лишь для того, чтобы поддерживать функционирование и развитие этой же системы за счет налогоплательщиков. Но есть и другое более экстремальное мнение: на внешнем и внутреннем рынках не нужны дополнительные конкуренты зарубежным производителям".
Кстати, описанная проблема обозначения товаров двойного применения кодами УКТВЭД относительно давняя. Еще в 2000 году в рамках Программы интеграции Украины в Европейский Союз Президент пообещал перейти на европейскую классификацию, но этого до сих пор сделано не было. Видимо, с нашими кодами все-таки лучше.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Мы попросили прокомментировать сложившуюся сегодня ситуацию еще нескольких предпринимателей, непосредственно сталкивавшихся с описанными в этой статье проблемами. И вот что они сообщили:
Директор ООО "Digital & Analog Systems" Сергей Тандура: "Утвержденный Службой безопасности Перечень товаров делает невозможным легальное пересечение таможенной границы Украины большинством электронной техники бытового назначения. Этот приказ и подобные ему акты и есть основная причина товарной контрабанды в нашей стране. Удивляет то, что руководство страны ездит по всему миру, пытаясь завлечь сюда хоть каких-то инвесторов, а в это же время их подчиненные все эти усилия умножают на ноль".
Генеральный директор ООО "Тива" Василий Демьянчук: "Почти все происходящие в последнее время нормативные изменения направлены на расширение коррупционных возможностей использования чиновниками разрешительных полномочий. И рынок импорта техники - тому пример. По бумагам государство вроде бы защищает свою безопасность и выполняет международные обязательства, но на практике борется с ветряными мельницами. Неприятно то, что уплачивая налоги, мы сами как бы спонсируем действия, наносящие реальный вред бизнесу".
Директор ООО "Евроцентр СОС 112" Александр Омельяненко: "Хотя мы и не занимаемся внешнеэкономической деятельностью, тем не менее вопросы административных барьеров на границе прямо затрагивают и нас, ведь вся качественная техника - импортная. Кому и зачем (кроме, возможно, чиновников) нужен такой механизм контроля? Не государству и не его национальной безопасности - это уж точно".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В боксе одним из основных упражнений на тренировках является бой с тенью. Его суть заключается в том, что спортсмен создает себе мысленный образ поединка. Но от ударов воображаемого противника он защищается реальными действиями. Подобное зашкаливание за реальность сейчас фактически происходит у государства в сфере контроля за товарами двойного применения, с тенью которых оно чрезмерно активно борется. И в этом случае от действий госорганов страдает бизнес, а итоге и само государство, усугубляя проблемы контрабанды и плохого инвестиционного климата.
Валентин Богунов, ЛІГА:ЗАКОН