Финансовая удавка «на шее» украинских авиазаводов затягивается все уже. Невозможность погашать кредиты и отсутствие оборотных средств вынудило правительство подключить банковский сектор на борьбу с кризисом в авиапроме. «Авиант» и ХГАПП смогут перекредитоваться в банках, которые государство будет рекапитализировать.
Всю прошлую неделю правительство посвятило проблемам авиапрома. Cначала премьер-министр Юлия Тимошенко посетила «Авиант», затем – ХГАПП, а в завершение состоялось совещание в Кабмине по актуальным вопросам авиастроительной отрасли. Если вынести за скобки все розданные обещания и призывы, то в сухом остатке остается только факт погашения задолженности по зарплате на сборочных предприятиях (ХГАПП - 40 млн. грн., «Авиант» – 28,8 млн. грн.) путем увеличения их уставных фондов.
В итоге, и «овцы» остались целы (по крайней мере, в части выплаты зарплаты), и «волки» - сыты (премьер раздала обещаний на сумму, значительно превышающую бюджетные дотации из госбюджета 2009). Однако, что касается отрасли, то «воз и ныне там».
Банки спешат на помощь
По словам руководителей авиазаводов, основная проблема заключается в огромном кредитном портфеле, который они не могут обслуживать. «Мой предшественник задолжал огромную сумму. Я не могу взять кредит на производство самолетов. Мы в любой момент можем быть объявлены банкротом», – говорит гендиректор ХГАПП Анатолий Мялица. Аналогичная ситуация на «Авианте».
Стоит отметить и разнобой в размере «кредиторки», который озвучивают чиновники. Так, Тимошенко говорит о 0,5 млрд. грн., которые «Авиант» задолжал банкам, министр промполитики Владимир Новицкий – о примерно 1 млрд. грн. Мялица утверждает, что ХГАПП должен вернуть 1 млрд. грн., а Новицкий – 1,7 млрд. грн.
Такие суммы только из стабилизационного фонда покрыть не возможно, поэтому правительство намерено привлекать льготные краткосрочные кредиты в тех коммерческих банках, акции которых государство получит в процессе докапитализации. «Мы находимся в неделе от рекапитализации банков», - сообщила Тимошенко. По ее словам, средства, полученные финучреждениями от увеличения уставных капиталов, можно направлять на развитие авиапрома.
Как известно, на прошлой неделе за помощью к государству для капитализации обратился ряд банков, среди которых «Надра» (на 1 января занимает девятое место по размеру общих активов - 30,5 млрд. грн.), Родовид Банк (20 место - 13,2 млрд. грн.), Имэксбанк (30 место - 6,2 млрд. грн.) и Укрпромбанк. Планирует подать пакет документов по вопросу рекапитализации в НБУ и банк «Финансы и Кредит» (14 место - 18,4 млрд. грн.).
В этом случае предприятия авиапрома планируется обеспечить льготными кредитами, а за счет стабфонда компенсировать проценты по уже взятым кредитам. 25 марта Кабмин намерен утвердить план-график отчислений авиапрому из стабфонда. «Необходимо реструктуризировать долги. Я лично начну переговоры с каждым банком при участии Национального банка, чтобы реструктуризировать и сделать задолженность, посильной для предприятий», - сказала Тимошенко, открывая правительственное совещание, посвященное развитию авиационной отрасли.
Правда потом оказалось, что координировать эту работу будет гендиректор Национального космического агентства Александр Зинченко (лидер фракции БЮТ в Киевсовете). «Я долго думала, кто от меня как премьер-министра может целостно и полностью заняться этой работой под моим контролем... Я предлагаю таким координатором быть гендиректору НКАУ Александру Зинченко», - сказала Тимошенко. Кроме того, Зинченко было поручено разработать механизм удешевления процентов по кредитам авиапредприятий. «На эту работу нам нужно 2 недели, для разработки концепции и подходов провести переговорные процессы и выйти на логическое решение вопросов», - уточнила премьер. Возможно, за умение вести переговоры с финансистами Зинченко и назначили руководить космической отраслью.
А пока планируется диалог с банками, премьер раздала другие обещания. Побывав на «Авианте» Тимошенко сообщила, что УФ предприятия будет увеличен еще раз в этом году на 200-250 млн. грн. для пополнения его оборотных средств. На следующий день ХГАППу было обещано 380 млн. грн. из стабфонда. В то же время, в госбюджете на этот год в целом на развитие авиапрома предусмотрено 500 млн. грн. (меньше обещанного предприятиям), из которых 125 млн. грн. должны пойти на программу Ан-70.
В этом контексте стоит выделить заявление на совещании в Кабмине главы АНТК им.Антонова Дмитрия Кивы. По его словам, минимальное госфинансирование научно-технических разработок авиапрома должно быть не менее $60 млн. в год. По нынешнему курсу доллара к гривне это как раз те 500 млн. грн. Вместе с тем, на полноценную поддержку и развитие научно-технического потенциала отрасли, по его оценкам, требуется не менее $300 млн. в год.
Недострои
Для авиапредприятий выделение любых средств (будь-то из стабфонда, либо через кредиты) необходимо для завершения сборки самолетов по уже заключенным контрактам. Согласно планам Минпромполитики, до конца года на заводах в Харькове и Киеве должно быть собрано девять машин, в т.ч. шесть - на ХГАПП и три - на «Авиант». Причем, на харьковском предприятии самолеты находятся в стадии готовности 90-97%.
Сейчас ХГАПП не рассчиталось по обязательствам перед заказчиками из Ливии, Лаоса и Ирана. Но наиболее реалистично в ближайшее время завершить контракт на поставку двух машин для Египта. По словам Мялицы, если предприятие сможет их изготовить, то эта страна будет готова подписать контракт на производство еще 6 самолетов, что принесет предприятию прибыль в размере около $200 млн.
Если через кредиты и госдотации правительство рассчитывает завершить сборку самолетов, то путем заключения новых контрактов планируется стабилизировать финансовое состояние заводов. Посещая «Авиант», Тимошенко сделал любопытное заявление, мол, «с одной из стран обсуждается контракт на 50 самолетов Ан-148» без уточнения деталей. При этом известно, что объем твердых заказов на самолет до 2012 года оценивается более чем 50 машин. В числе заказчиков – российские ГТК «Россия», группа компаний Эйр Юнион (Красноярск), группа компаний «Волга-Днепр», авиакомпания «Полет» (Воронеж), авиакомпания «Московия».
В прошлом году обсуждалось сотрудничество с Ираном (заказ на 9 машин стоимостью $1 млрд.) и Индией. На совещании в Кабмине Тимошенко заявила, что Китай и Япония заинтересованы в сотрудничестве с Украиной в авиапроме. Напомним, что в 2007 г. КНР хотела закупить несколько Ан-140 вместе с технологией и авиасборочным заводом. Ходили слухи о намерении Китая войти в проект Ан-70 после выхода из него России. Что касается Японии, то сейчас именно со страной восходящего солнца украинское правительство развернуло масштабные переговоры об инвестициях во все отрасли экономики, в т.ч. и в авиапром.
В этом контексте важным является и вопрос госзаказа на украинские самолеты. По словам премьера, закупки должны производиться для Министерства обороны, МинЧС и, «если нужно», для Министерства внутренних дел. Как сообщил Новицкий на совещании в Кабмине, госзаказ для авиапрома на ближайшие четыре года может составить более 30 самолетов, по семь самолетов ежегодно минимум.
По прогнозам Минпромполитики, выход авиасборочных предприятий из кризиса позволит перейти к увеличению объемов производства в отрасли в 2010 г. до 1,5 млрд. грн., в 2011 году – до 2 млрд. грн. Как для кризисного периода, сценарий достаточно оптимистичный, и вероятность его осуществления зависит от того, удастся ли выполнить намеченное (предоставление льготных кредитов в банках, найдутся ли средства в стабфонде, удастся ли успешно заключить новые контракты). И ближайший месяц покажет, расходятся ли обещания премьер с реальными действиями.
UGMK