Уже второе за последний год массовое пищевое отравление в трубно-колесной компании Виктора Пинчука напоминает плачевную ситуацию с общепитом времен 30-х годов XX века. Тогда за антисанитарию и нарушение сроков хранения продуктов отправляли «в лагеря», сегодня – просто меняют подрядчика.

18 апреля на никопольском заводе «Интерпайп Нико Тьюб» отравились 25 сотрудников, питающихся в заводской столовой. 13 из них были госпитализированы и 12 – обратились за помощью в заводские здравпункты. По результатам проверки, причиной отравления стало несоблюдение условий и сроков хранения полуфабрикатов и скоропортящихся продуктов и некачественное мытье тары для транспортировки готовых блюд. В июле 2012 г. в столовой «Днепростали» пищевое отравление получили 37 работников – тоже из-за антисанитарии. При этом «Интерпайп» позиционирует себя как высокоразвитая компания с высоким уровнем корпоративной социальной ответственности, хотя подобные инциденты больше свойственны заводским «столовкам» 1930-х гг., чем современной компании.

В СССР практика массового питания рабочих на предприятиях широко распространилась вместе с объявлением «войны кухням» и попытками правительства «увести» население от закрытой частной жизни и привлечь к общественным проблемам. Строительство заведений общепита активировалось в 1930 г. и к 1933 г. в столовых питалось уже около 45% индустриальных работников по Украине, хотя еще в 1928/1929 гг. эта часть составляла всего 3%.

Проблемы с качеством еды в «столовках» начались почти сразу же – по официальной версии, ухудшение качества было связано со срывом программы снабжения, однако не меньшую роль сыграло и отсутствие необходимого финансирования, растраты распределяющих продукты чиновников, взяточничество и мелкие, но массовые хищения. Вначале из меню заводского общепита начали «вымываться» мясная и рыбная пища, после чего сократилось количество блюд в меню, а большинство оставшихся стали постными. По информации Центрального госархива высших органов власти и управления Украины, с 1933 г. в большинстве заводских «столовок» обеды начали выдавать без хлеба, жиров, круп, мяса – на шахтах Криворожского железорудного бассейна даже подземных работников кормили постным борщом. Впрочем, в каждом районе были и образцовые столовые, в которых качество пищи оставалось на приемлемом уровне – правда, основном, за счет открепления части питающихся и переводом в другие заведения.

Однако настоящим «бичом» заводских столовых того времени была чистота – точнее, отсутствие таковой. По информации журнала художественно-пролетарской сатиры и юмора «Красный перец», в производственных столовых обычно «грязно, столов никогда не моют, в кухне и в зале мокро, а на стенах растут грибы». Луганское издание «Правдист» и криворожская «Бурка» писали, что повара зачастую работали в грязной одежде, чайники не мылись по 5-10 дней, а еду готовили в черных железных кастрюлях без крышек. Кроме того, в еду часто попадали веревки, куски мешковины, медицинских бинтов или даже стекло, а столовые приборы обычно были едва вымыты.

В такой обстановке отравления и желудочно-кишечные заболевания были нередким делом. По данным соцстраха, в 1930-х гг. они были одной из основных причин нетрудоспособности населения; одним из очагов заболеваемости был Донбасс. Когда заболеваемость населения стала серьезно сказываться на работе предприятий, власть начала кампанию борьбы за улучшение общественного питания, однако, по свойственным того времени обычаям, дело большей частью свелось к поиску «поваров-вредителей», которые «нещадно травили рабочий класс». При этом проблемы слабого управления столовыми, обеспечения продуктами и непрофессионализма работников общепита оставались нерешенными – поэтому неудивительно, что кампания по борьбе за качество пищи особого эффекта не дала, а среди вредителей, как писали СМИ, в основном были выявлены только «тараканы и крысы».

Но если в то время проблемы общественного питания были обусловлены тяжелой продовольственной ситуацией и общей нестабильностью, вызванной чересчур стремительными темпами строительства социализма, то сейчас подобные случаи вызывают недоумение. Инциденты с питанием случаются на предприятиях по всему миру, однако у «Интерпайпа» это уже второй случай за год, что говорит о системной проблеме в подборе подрядчиков, которые обслуживают заводские столовые. Кстати, как и в июльской истории с «Днепросталью», именно подрядчика никопольского завода Пинчука обвинили в произошедшем, хотя доля вины лежит и на «Интерпайпе», как компании-нанимателе. Кроме того, выбор качественного поставщика, вероятно, обойдется компании дешевле, чем оплата всех расходов, связанных с лечением сотрудников, обеспечение их медикаментами и выдача материальной помощи – если не в финансовом плане, то в отношении репутации точно.

Валерия Вольвач UGMK