Положительные ожидания от урожая 2009 г. дали основания специалистам Минэкономики утверждать, что уровень тенизации в сельском хозяйстве падает. За 2008 г., по оценкам ведомства, теневой оборот уменьшился на треть: с 21,3% валовой добавленной стоимости до 14%. Еще одной причиной снижения уровня тенизации в министерстве называют уменьшение объемов кредитования. Дескать, крестьянам пришлось поскрести по своим теневым сусекам, чтобы найти оборотные средства, которые раньше брали взаймы. Впрочем, агропромышленный комплекс остается одним из самых закрытых для учета и налогообложения. То есть скрывает в себе значительные резервы рентабельности.
По оценкам самих участников рынка, в тени пребывает от 20 до 30% оборота. Преимущественно это касается раздробленных небольших частных хозяйств, которые ведут торговлю через наличные расчеты и, соответственно, не проходят ни по одной государственной отчетности.
Дотационный допинг
Выделение дотаций сельхозпроизводителям является наибольшим пластом, скрывающим теневые схемы. Поскольку государство "спонсирует" каждый гектар посевов, курицу, яйцо, килограмм мяса, а единицы продукции нельзя реально пересчитать даже при самых тщательных проверках, то, как правило, объемы необходимых дотаций завышаются. "Известны случаи, когда производитель полностью содержит себя за счет дотаций, они дают ему в разы большую прибыль, чем собственно аграрная деятельность", – рассказал нам один из экспертов рынка.
Главная проблема в выделении дотаций – непрозрачность их распределения.
"Их всегда получает тот, кто имеет руку в Верховной Раде или Кабмине. Никогда дотации не доходят до обычных фермеров. С наступлением кризиса ничего не изменилось – просто тех, кто недополучил дотации, гораздо больше, чем в прошлые годы, а те, кто получал их, остались при своих", – сообщил директор компании "ПроАгро" Николай Верницкий. По оценкам руководителя аналитического отдела консалтингового агентства "ААА" Марии Колесник, в среднем "откат" за доступ к любому государственному финансированию составляет около 30% искомой суммы.
Система возмещения налогов переработчиками производителям также работает в тени. "По идее, когда бабушка в селе продает молоко посреднику, а тот – молочному перерабатывающему предприятию, то последнее должно возместить бабушке как производителю НДС. Со счетов молокозавода эти деньги уходят. Но, уверена, большинство бабушек понятия не имеет, что им полагается такая компенсация", – рассказывает схему работы г-жа Колесник.
До кризиса на одном уровне коррумпированности с системой дотаций была и компенсация кредитных ставок аграриям. Цена вопроса – те же 30% искомой суммы. Впрочем, в схеме, прежде всего, ущемлялись интересы банков, поскольку государство гарантировало компенсацию процентов из бюджета именно финучреждениям, а не самим аграриям. Сегодня же выделяемые государством средства не могут компенсировать процентных ставок, которые выставляют селянам коммерческие банки. И головная боль банков, а, соответственно, и площадка для формирования "откатов" – возврат долгов бюджета по компенсациям за минувшие годы.
К слову, некоторые умельцы из вертикально интегрированных компаний-сельхозпроизводителей до кризиса даже создавали отдельные банки, которые специализировались исключительно на кредитовании села. Под этой вывеской они занимали первые места перед НБУ для получения рефинансирования "на помощь селу", хотя на самом деле речь шла об обороте денег внутри одной корпорации.
"Потерянные" гектары
Одной из важных составляющих льготной поддержки сельхозпроизводства является фиксированный сельскохозяйственный налог. Уже сам принцип его уплаты – от оценочной стоимости обрабатываемой земли, а не от стоимости продукции, на ней произведенной, – таит в себе множество теневых лазеек. При желании сотню гектаров (максимум, который по закону положен фермеру) можно оценить в "три копейки", и, заплатив с них 0,3% стоимости в год, спать спокойно. Если же так сложилось, что земля была оценена по рыночной стоимости или близко к ней, то можно сэкономить на налогах задекларировав, что часть ее не обрабатывается. Кстати, отсюда вытекает еще одна схема. Собирая урожай с "необрабатываемых" гектаров, не оформленных как ЧП или ООО, его можно продавать за наличные, вообще не уплачивая налоги. По словам участников рынка, договориться с налоговой инспекцией на местах, чтобы она "не замечала" лишних посевов, особого труда не составляет.
Следующий шаг по минимизации налогов – занижение урожайности. "Доказать, что фермер вырастил на этом гектаре больше, чем отчитался, сложно. Однако мы видим данные Госкомстата, где указана максимальная урожайность и минимальная. Но где гарантия, что фермер, который показал минимальную урожайность, на самом деле не вырастил больше, а тот, что показал максимальную, еще больше? Размеры тени увеличиваются. Наши исследования показывают, что с каждым годом уменьшается количество хозяйств, которые в принципе подают хоть какую-то отчетность о своей работе", – отмечает эксперт проекта "Аграрный диалог" Института экономических исследований и политических консультаций Анна Кузнецова.
Сокрытие посевов и занижение урожайности позволяет крестьянам требовать новых дотаций. А в неурожайные годы к ним прибавляется и компенсация за утраченные посевы. Опять-таки, практически невозможно проверить, насколько задекларированное их количество совпадает с реальным. "Вместо того чтобы стимулировать развитие агрострахования, работает схема, от которой в мире давно отказались. Значит – это выгодно и государству, которое тратит намного больше, чем могло бы тратить при развитом страховании, и сельхозпроизводителям", – полагает г-н Верницкий.
Наделы особого назначения
Отдельный пласт теневых схем образуют манипуляции с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Они могут передаваться для садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения товарного сельскохозяйственного производства. Такие земли крупные компании берут в аренду у большого количества крестьян исходя из оценочной стоимости, которая в десятки, а то и сотни раз ниже рыночной.
Стать частным собственником земли можно через бесплатную приватизацию в пределах норм, установленных Земельным кодексом (2 га для ведения личного крестьянского хозяйства и 0,12 га для садоводства). По словам партнера юридической фирмы "D&U Partners" Игоря Хасина, в зависимости от местонахождения участка процедура получения может быть простой, сложной и нереально сложной. Первый этап – подача заявления в соответствующий местный совет (право на приватизацию не зависит от места жительства и может быть реализовано по всей территории Украины). "Продолжительность и стоимость дальнейших этапов зависит от местонахождения участка и избалованности конкретного местного совета и органов, управляющих земельными ресурсами. Стоимость "бесплатной" сотки земли для садоводства будет заведомо выше стоимости такой же сотки, но для ведения личного крестьянского хозяйства", – отмечает юрист.
По его словам, подавляющая часть земель сельхозназначения приобретается заведомо без намерения вести сельское хозяйство, а с целью перепродажи, инвестирования, сохранения средств или строительства. "Законодательство несовершенно и допускает строительство на земле для садоводства садовых домиков, не устанавливая их площади, этажности и т.п. Именно поэтому большинство коттеджных городков построены на землях, предназначенных для ведения садоводства, и коттеджи, крыши которых видны за несколько километров, – это по документам "садовые домики", а дома для прислуги – это "хозяйственные постройки для хранения сельхозинвентаря", – рассказывает г-н Хасин. То же самое касается и земель для ведения личного крестьянского хозяйства, которые зачастую приватизируются "в пакете" с земельным участком для строительства жилого дома и предназначаются не для ведения хозяйства, а для создания лужайки перед домом. Такие земли подлежат свободному и неограниченному отчуждению, не подпадая под мораторий на отчуждение земель сельхозназначения. Объемы теневых операций с такими землями в масштабах страны оцениваются в миллиарды гривен в год.