Убежденность широких народных масс в пользе вмешательства государства во все на свете позволяет чиновникам и политикам работать на себя и связанный с собой бизнес.
Вот, например, как депутаты защитили народ от антисанитарии, и кому из этого народа от такой защиты стало лучше.
В старом анекдоте 2 скаута докладывали руководителю о сделанном ими добром деле – перевели бабушку через дорогу. «А почему вдвоем», - удивился руководитель. «А она сопротивлялась, не хотела переходить».
Депутаты заботятся о народе, а глупый народ не понимает своего счастья.
В сентябре 2005г. депутаты приняли закон "Про якість та безпеку харчових продуктів та продовольчої сировини". В законе предусмотрено немало мероприятий, ограничивающих возможность человека произвести и продать продукт питания без контроля чиновника. Поскольку чиновников много и группируются они по ведомствам, основная часть закона посвящена разделению между ними предметов контроля. Кого будут контролировать (и от кого кормиться) санитары, а кого – ветеринары. Закон уже 4 года действует, и народ привык к контролерам, знает, кому и сколько.
В законе расписаны меры по защите потребителей. Как применять ароматизаторы, как – пищевые добавки.
Главное – зарегистрировать в нужном ведомстве, документы собрать, чиновникам заплатить – и применяй на здоровье потребителям.
Но самый мощный защитный редут депутаты отложили на 4 года до 1.1.2010г. Чтобы защищаемый народ не взвыл и спокойно принял заботу о себе.
1.1.2010 вводятся в действии 2 статьи того закона, принятого в 2005г.
Статья 33 п.2 «Забороняється здійснювати забій парнокопитних та інших копитних, а також забій свійської птиці та кролів в обсягах, що перевищують 5 голів на день, не на бойні, що має експлуатаційний дозвіл і зареєстрована ветеринарною службою».
Т.е. Вы у себя во дворе не можете забить 6 кур или кролей в один день, иначе потребитель незащищенным останется. Вот если 5 забьете – потребителю никакой угрозы не возникнет. А шестого – нельзя, опасно. Оставьте на завтра.
Трудно понять, как можно проконтролировать исполнение такого требования. Кто должен фиксировать количество забитого на подворье скота, в каком документе? Но цель его – не дать возможности хозяину, откармливающему скот или птицу, легально продать продукт своего труда.
Статья 35 п.1 еще надежней защищает населения от здоровых продуктов:
«Забороняється реалізація та обіг необробленого молока та сиру домашнього виробництва, а також туш або частин туш парнокопитних та інших копитних подвірного забою на агро продовольчих ринках».
Итак, забить на домашнем подворье до 5 видов скота можно. Но продать на рынке нельзя. С молоком еще интересней. Что такое «необроблене молоко»? Закон объясняет, что молоко и молокопродукты относятся к необробленим, якщо вироблені «шляхом зміни їх первинного стану без додавання харчових добавок, ароматизаторів або інших харчових продуктів».
Итак, молоко без ароматизаторов и пищевых добавок больше на рынке не купить. Вредно. Судя по тексту, даже разливное молоко агропредприятий (в бочках или в цистернах) не купить. Сыр домашнего приготовления – не купить. Готовьтесь граждане. Недолго вам осталось быть беззащитными и вредить своему здоровью.
Какие у нас проблемы?
Нормальный человек считает, что цель защиты потребителя – здоровые, полезные продукты. Политики-чиновники, как видим, считают иначе. Цель – не дать потреблять необработанные продукты. Почему? Потому что обеспечить контроль за качеством продуктов они не в состоянии и не пытаются. А факт обработки зафиксировать легко. К чему это приводит?
"Некоторые производители молочного сырья, чтобы сохранить его (от скисания.–Ъ), добавляют антибиотик хлорамфеникол (левомицетин.–Ъ), что запрещено и украинским законодательством",– рассказал господин Вербицкий.
Господин Вербицкий – это главный ветеринарный врач Украины. О проделках предприятий он узнал от европейских специалистов, которые приехали проверить, можно ли молоко с украинских заводов поставлять в Европу. Они исследовали весь процесс от заготовки молока до отгрузки готовой продукции и рассказали нашим ветврачам много интересного.
Нормальный человек считает, что санитары и ветеринары вместе и раздельно должны контролировать качество. Ведь необработанное молоко испокон веков продавалось на базарах, развозилось молочниками по домам, это отражено в литературных источниках.
Никаких санитаров и ветеринаров не было. Мы хотим обезопасить себя? На базарах есть санитарный и ветеринарный контроль. Они там могут контролировать и «осемененность молока», и наличие антибиотиков.
Как видим, не хотят.
А что меняет обработка молока? Для здоровья и безопасности, как видим, ничего не меняет. Та же повышенная осемененность и антибиотики, которые не позволяют экспортировать молоко в Европу.
Происходит подмена цели. Обществу нужны здоровые продукты, и оно надеется, что выбранная им власть об этом заботится. А власть заботится, чтобы продукты были обработанными, прошли через чиновников и получили санкцию.
Для кого? В чьих интересах?
Можно предположить, что изменения в закон приняты в интересах перерабатывающих предприятий. Ведь на сегодня 77% молока, поступающего на молокозаводы – с подворий населения. Мяса на переработку от населения поступает более 50%. Не дать населению продавать необработанный продукт на базаре – вынудить продавать предприятиям за полцены.
Перед страной, однако, стоят совсем другие проблемы. Заготовленное у населения сырье часто не удовлетворяет требованиям промышленной переработки. Для того чтобы молочный продукт мог продаваться зарубеж, необходимо, чтобы молоко не соприкасалось с руками человека и не контактировало с воздухом, сразу поступало в закрытый охлаждаемый резервуар. Некоторые предприятия снабжают своих сдатчиков такими системами, большинство же сельских жителей не может выполнить такие требования.
Что говорит статистика?
За январь-май 2009г. в стране произведено 4.4млн.т. молока, в т.ч. населением 3.5млн.т., предприятиями 0.9млн.т. Зарубеж продано 7т.т., в основном, в Казахстан, понемногу в другие страны СНГ. 13т.т. сгущенного молока продано в страны СНГ и арабские страны. Туда же продано 1т.т. сыворотки и 26т.т. сыра. Все. Меньше 0.5% производства. В страны Европы или Америки если и продаются, то нетоварные партии. При таких ресурсах страна должна экспортировать большое количество произведенного молока, вместо этого 4.2т.т. молокосырья для производства масла закуплены в Белоруси.
Та же картина по мясу. Нет ничего хорошего в том, что Украина продает зерно, а закупает мясо. Одна из главных причин – неразвитость промышленного животноводства, неспособность крестьян на своих подворьях обеспечить качественное сырье для переработки. Эту задачу надо решать государству. Не хотят. Надо дать крестьянам широкий выход на украинский рынок, а предприятия помочь обеспечить себя сырьем, удовлетворяющим европейским требованиям. Помочь крестьянам и предприятиям производить качественное молоко. Оборудовать приборами контроля рынки, предприятия, крестьянские подворья. Принятый закон нацелен на обратное.
Делают – закрывают крестьянам выход на украинский рынок, заставляя продавать свой продукт, не удовлетворяющий европейским требованиям, перерабатывающим предприятиям.
А как же население?
Этот закон – удар по крестьянам, которые держат в хозяйстве крупный рогатый скот. Этот закон – удар по животноводству, ведь на сегодня население держит 69% поголовья крупного рогатого скота, 57% свиней, 83% овец и коз. Лишившись стимулов, население уменьшит поголовье, сельхозпредприятия не смогут это уменьшение компенсировать.
Этот закон – удар по продавцам на рынке, мясникам, молочницам. Не удивительно, что продавцы на рынке начали протестовать первыми.
Но, главное, этот закон – удар по потребителям. По людям, желающим пить и есть натуральные продукты без ароматизаторов и добавок, не из порошка, а из-под коровы. Но потребители, почему-то, молчат.
Уже сегодня молоко «от хозяина», зачастую, продается с рук, из багажников автомобилей внутри микрорайонов. Завтра это станет правилом. Там его точно нельзя будет проконтролировать. Это сильно улучшит санитарную обстановку?
Зато Закон – подарок чиновникам и связанным с ними бизнесам. Он дает чиновникам еще один объект контроля и дохода. Он дает предприятиям молоко и мясо переработки источник дешевого сырья. А владельцы этих предприятий – как один депутаты.
Закон принят в 2005г. «За» проголосовало 250 депутатов, никто не возражал на заседании, не требовал убрать п.1 35-й статьи. Проголосовали молча. Сегодня депутаты той ВР пиарятся на его недостатках. «Такий закон могла придумати тільки парнокопитна влада», говорит сегодня А.Мороз. Но когда закон принимали, он был лидером одной из фракций. После этого – полтора года спикером.
Возможностей изменить закон – масса. А.Кужель сегодня возмущена. Но в 2005 она также была депутатом и также не выступала против. Уже полгода в Кабмине, могла бы предложить проект по отмене негодного пункта. Какие они все разумные, когда можно критиковать, а не принимать меры.
Влад Харьковский