Часто приходится слышать: нет в Украине идеологии. В УССР, как и в любой другой республике союза, она была (хорошая ли, плохая ли – другой вопрос), а сейчас ее нет. Раньше нам говорили, к какой цели мы идем, какие средства для этого используем. Сейчас – нет.

И слышатся в этих сетованиях и обида, и претензии. Причем претензии, обращенные к власти: дайте нам новую идеологию. И вообще, почему вы ее нам до сих пор не дали?

Самое характерное здесь именно это – «дайте»...

По древнему обычаю нашему, от власти, то есть от Президента лично, ждут всего – и льгот, и наград, и нравственных указаний, и идеологии. Спустится глава государства к людям и все-все им даст. «Ждем-с».

Только вот напрасно. И дело не в том, что «дать» нам идеологию или срочно ее разработать «верхи» не хотят. Дело в том, что они здесь просто ни при чем. Дело в том, что «разработать» ее просто нельзя.

Идеология – явление социальное. Она рождается в обществе, живет в нем, умирает в нем же. И странно требовать ее от Президента, как если бы он был не законно избранным главой государства, круг обязанностей которого строго очерчен Конституцией, а неким вождем революции. Но он призван быть именно Президентом, а не новоявленным царем или генсеком. Только слепым нужен вождь-поводырь, как пастух – стаду. Свободные люди свою идеологию формулируют сами. На то они и свободные, на то они и общество.

Другое дело, что сейчас такого общества у нас нет.

Но это не значит, что в Украине вообще нет никакой идеологии. Она есть (как не быть!), и есть люди, которые ею занимаются. Все логично: свято место пусто не бывает, природа пустоты не терпит.

На смену идеологии КПСС сегодня к нам пришла идеология потребления. И одно из ее ярких проявлений – это та самая телереклама, которая так всех раздражает. Но это только нам она помеха, а для нашего телевидения – его главное дело. Причем дело как business, как способ зарабатывать деньги. И не просто бизнес. Учитывая стоимость только одной минуты рекламного времени на ТВ, это очень серьезный бизнес.

Может возникнуть вопрос: а разве это идеология? Это же реклама, и ничего больше.

А что такое идеология? Это комплекс готовых ответов на вопросы, которые всегда волновали человека. Что в жизни главное? Как вести себя в этом мире, как самоутвердиться? Как и ради чего, в конце концов, жить? И т. д. И т. п.

И реклама (идеология потребления) дает наглядные ответы на все эти вопросы. Все, как и положено в рамках настоящей идеологии. Вдобавок очень наглядно и очень агрессивно. Это же реклама, это же телевидение. Как иначе?

В чем суть этой идеологии, проект какого общества стоит за нею?

Это «общество потребления», которое описать несложно: с одной стороны – производители товаров и услуг, с другой – огромная масса потребителей этих самых товаров и услуг. Масса, которой должно стать, сообразно этой идеологии, и все государство. И потому эта реклама воспитывает не гражданина, не патриота, а именно потребителя, причем потребителя-космополита, чья родина – та международная корпорация, у которой он делает в настоящий момент очередную покупку.

Примеры? Посмотрим на США, где это самое общество потребления вполне сформировалось. Когда там социологи задали респондентам вопрос об их любимом занятии, то 34 процента опрошенных (и 93 процента всех девочек-подростков) ответили одинаково – «делать покупки». Средний американец (по данным 2009 года) в магазинах проводит 6 часов в неделю. А общается со своими детьми всего лишь 40 минут в неделю. Приоритеты очевидны.

Или другой вопрос, который социологи задали американским студентам: «Ваши главные ценности?» Эта ценность для 42 процентов опрошенных – «хорошо выглядеть, иметь красивые волосы». И только для 6 процентов – «получать знания».

В нашей «ненькі Україні» положение, естественно, хуже. Мы же все «родом из детства» – из голодного советского детства. Раньше только в кино или в случайных журналах наблюдали заграничную «красивую жизнь». А тут власть переменилась (ей тоже захотелось большего, чем убогие радости из спецраспределителя), и народу сказали: «Покупайте!» Теперь-де можно. Обогатиться вышло не у всех, не каждый стал олигархом (и по определению, олигархия – это «власть немногих»), но новую идеологию, идеологию потребления впитали как губка ( словами аграриев « чем суше почва, тем больше и быстрее влаги она впитывает…»).

И что примечательно: до капреволюции наши соловьи перестройки и демократии много и горячо говорили о развитии, так сказать, прогресс высвистывали, а вышло же нечто обратное. Украина оказалась отброшенной назад. В экономическом плане – на годы.

Цитируя одного автора «эта новорожденная орда людей, мгновенно вознесенная на недосягаемую высоту, в миллионы раз превышающую доступные ее пониманию размеры желаний, никогда не думавшая ни о чем «общественном», опустошенная нравственно в отношении к недавнему прошлому, опустошенная умственно в отношении к будущему – увы, ничего не могла изобрести». «Купить!» – вот что внесла она в общество.

Купить чужую жену, купить начальство, купить избирателей – словом, ничего кроме купить. Их присутствие заставляет нормальных людей, то есть людей с большими нравственными требованиями, поубавить эти требования до минимума, поскольку теперь не время для проявления ваших высокообразованных мыслей и связанных с этими мыслями целей. Большие знания и большие нравственные и даже, вообще говоря, опрятные человеческие отношения можно и даже должно отложить до другого времени, пока кончится это давление мертвенной тяготы жизни. Ибо тот, ранний, «буржуй-запроданець» распространял «в живом людском обществе запах холодного трупа».

То есть вновь главное – деньги любыми способами. Дурных способов нет, «по-честному» разбогатеть невозможно – кто смел, тот и съел. Деньги не пахнут. Эту «истину» у нас сначала усвоили взрослые, потом подростки, а теперь они и детей тому же учат. Недаром на национальных каналах появились разного рода шоу, где победитель получает денежный приз: «Украина имеет талант», «Суперзвезда», «Самый умный» и т. д.. «На все ли вы готовы пойти ради денег?» – сладко улыбаясь, провокатор-ведущий спрашивает молодежную аудиторию. «На все!» – радостно вопит она.

Так что нельзя говорить, что нет в Украине идеологии.

Она есть, и она действует. Другое дело, что она не нравится – и справедливо – очень многим.

Другое дело, что истинному прогрессу она (идеология) не способствует и способствовать не может. Другое дело, что эта идеология внутривидовой борьбы за деньги, идеология войны всех против всех, словом, идеология потребления объективно работает на разрушение общества и государства. Потому что общество может быть основано только на солидарности и взаимодействии, потому что государство есть не что иное, как то же самое общество, только сильное, здоровое и политико-организационно оформленное.

Другое дело, что нам давно уже – объективно! – нужна другая идеология, противоположная той, которую нам навязывают, как, скажем, позитив противоположен негативу.

Какая это будет идеология? Кто нам ее «даст»?

Выше мы уже говорили, что речь идет о приобретателе, накопителе и потребителе в одном лице) в том, что «в живом людском обществе» распространяет «запах холодного трупа». Удивительным образом они аукнулись нам сегодня. Есть у американских политологов такой термин – «dead nation», который можно перевести и как «мертвая страна», и как «мертвый народ». И употребляется он в двух случаях. Так называют страну, которая пользуется плодами чужого научно-технического прогресса, а сама ничего не изобретает и не производит, а только торгует сырьем. И отними у нее этот чужой овеществленный труд (компьютеры, мобильники и прочее), она со своим сырьем и останется – на попечении международных гуманитарных фондов. И так же – «мертвой» – называют страну, в которой людей умирает больше, нежели рождается. Как в нынешней Украине, которая уменьшается в среднем на 200000 человек в год.

Так, «мертвой страной», западные политологи нас теперь и называют. Пока только в последнем, демографическом, смысле. Пока. Пока еще в науке мы кое-что можем. Мобильники сами, конечно, не делаем, но есть еще ракеты и самолеты, «паровозы», и они иногда «работают» (хотя если говорить о авиапроме гражданском, то былой нашей гордости, крылья уже обломали). Однако есть и другое «но»: нищета наших ученых, равно как и самой науки, общеизвестна, и никто, как бы ни тужился, не вспомнит, когда за последнюю чертову дюжину лет (годы «великих реформ» и «возвращения в цивилизованный мир») хоть кто-то из нашей руководящей «элиты» хоть раз вымолвил бы само это словосочетание – «научно-технический прогресс». Не вспомнит, потому что никто этих слов и не произносил. Поэтому это самое «пока» в ближайшее время может превратиться в необратимое «уже».

Мораль?

Она очевидна: мы должны стать живой страной во всех смыслах этого слова. И нам нужна идеология жизни (не связанная с пришедшим на выборах Сильным президентом со своей «партией власти», расставленными на всех уровнях государственного управления, или лидером всея оппозиции со своими неисполненными амбициями, кокетливо, поплакивая, в «жилетку» при каждом удобном случае), идеология, которая сообразуется с интересами и духовными ценностями большинства нашего народа. Именно так: не меньшинства, как сейчас, а большинства. Что было бы и справедливо, и в высшей степени демократично.

Действительно, положа руку на сердце, спросим каждый сам себя: что для нас самое главное, ради чего мы живем? Ответ очевиден: это наши дети, это наша семья. Это для нас – самое главное. Все остальное – вторично. Кто бы что ни говорил.

Другой вопрос: в чем – для каждого из нас – наш главный интерес? В том, чтобы всемерно увеличивать наш личный, семейный ВВП (удваивать, утраивать его), проявить себя, блеснуть знаниями, доказать что ты полезен обществу, чтобы наши дети не нуждались, могли получить достойное образование, обрести профессию, состояться, наконец, в этой жизни.

И третий, резюмирующий и в высшей степени закономерный вопрос: что еще, если не эти семейные ценности, должно лежать в основе нашей новой идеологии? Конечно, они должны быть достаточно проинтегрированы, их можно прописать иначе, в «державной» стилистике, но суть их должна оставаться именно такой – сообразной с основными потребностями человека.

Идеология – это, повторимся, комплекс целей и средств.

Поэтому мы должны сказать, что главная забота и цель нашего общества – это наше лучшее будущее, то есть наши дети, и мы (общество, государство) сделаем все, чтобы оно, это будущее, было нам гарантировано. Мы будем всемерно стимулировать рождаемость, помогать молодым семьям, пропагандировать семейные ценности и сам институт семьи. И не просто семьи, а семьи многодетной. Сейчас таковой у нас считают ту, где три ребенка, как бы говоря тем самым, что и это уже «много», выше нормы. Но это не выше, а самый теперь что ни на есть минимум, норма, ровно столько, сколько нужно для выживания Украины, и самодостаточной культуры. А ведь мы хотим не только выживать, но и жить. И жить достойно.

Итак, забота о живом будущем страны, которое уже здесь, дышит, – чем плоха «национальная идея», сердцевина новой, позитивной идеологии? И если не эта идеология, то – какая? Ведь в противном случае все обессмысливается: зачем реформы, планы, увеличение ВВП, если в стране жить некому? Ради чего все?

Это что касается цели. А что касается средств, то возникает вопрос: их-то откуда взять?

Как откуда? У наших «толстосумов» спросим, они, видно, места знают: набрали этого добра столько, что теперь просто голову ломают, смекая, куда и как все это деть. Кто уже третью яхту себе купил, кто самолет богаче президентского, и футболистов-миллионеров…

Конечно, ничто само собой не делается, не утверждается. Тем более идеология. Мы должны утвердить ее сами. Хотя бы по той простой причине, что никто за нас это не сделает.

А сделать это мы сможем только тогда, когда хотя бы часть нашего населения превратится в ответственную общественную силу, в то самое «свободное общество свободных людей», которое само ставит перед собой цели и само же ищет пути к их достижению.

Словом, всё – сами. Новая постановка задачи, непривычная, что и говорить. Ведь так хочется вернуться к «доброй старине» – получать все сверху, вплоть до ответов на вопросы, как жить, что любить и во что верить, «претворять планы партии в жизнь», ни о чем не задумываясь, ни за что особо не отвечая. Только вот кончилось то сладкое, уютное время.

Настала пора самим принимать решения, самим отвечать за себя и за свою страну. Иначе говоря, настало время для другой идеологии.

Специально для КЛ
Киевский Трубач