Вице-Премьер Тигипко пообещал новую реформу - заработной платы. Ожидавшее реформы население обрадовалось, думая, что зарплату будут повышать. Однако из слов правительственных чиновников следует, что ее будут "выводить из тени".


Текста пока нет, по опыту налоговой реформы известно, что он сильно отличается от устных обещаний. Но из слов чиновников понятно, что реформа - это уголовное наказание за работу без оформления, и ужесточение чиновничьего контроля.


Сегодня за "выплаты в конвертах" и работу без оформления на предпринимателя налагается штраф. Реформа заключается в том, что за это начнут сажать.


Сегодня есть 1 минимальный уровень зарплаты, ниже которого выплачивать нельзя. Реформа приведет к появлению 8 уровней, в зависимости от категории работника. Минимальную зарплату смогут получать только работники "самых простых профессий" - так будет называться низшая категория. У "малоквалифицированных работников" минимум будет выше. У "квалифицированных работников" - еще выше. У "высококвалифицированных" - еще выше, чем у "квалифицированных". Дальше будут "технические служащие", "специалисты", "профессионалы" - у каждого минимальная зарплата будет выше, чем у предыдущей категории. Самая высокая она будет у директора - не меньше чем в 5 раз выше, чем у "самых простых профессий", как сказал Тигипко.
Надо ли объяснять, что директор небольшой фирмочки на 10 человек не сможет зарабатывать больше специалиста или профессионала крупного концерна?


В очередной раз под брендом реформ предлагается усиление чиновничьего диктата при сохранении прежней системы.


Нынешняя система отношений родом из СССР. Власть правит в свое удовольствие, без оглядки на страну и людей. А народ ей не мешает, зато имеет свои маленькие радости: "откручивает, отвинчивает, отверчивает". То, что Тигипко называет реформами, на самом деле означает - номенклатура продолжает править, как хочет, но народу маленькие радости сокращает. Дважды это у него не получилось (с единым налогом и пенсионным возрастом), но битому неймется.


Без реформ, действительно, нельзя. Реформа должна дать возможность людям работать, а власть заставить отвечать за результат. Рост произвола чиновников - это, наоборот, контрреформы.


В чем заключаются проблемы?


- Налоговая система не позволяет выплачивать высокие зарплаты
- Структура экономики не требует высоких зарплат

Следовательно, реформы должны изменить налоговые правила и помочь изменить структуры экономики. А зарплата повысится вслед за реформами. Потому что искусственное повышение зарплат, не обоснованное экономически и облагаемое государством, не принесет радости ни стране, ни людям. Ее последствия предсказуемы - инфляция, падение производства, безработица, теневая занятость.


Минимальная и средняя зарплата.


Правительство установило минимальную зарплату. Ниже ее платить нельзя. Правительство переживает, что слишком многие платят своим работникам "минималку". Конечно, бывает, что выплата ее всем сотрудникам фирмы означает - остальное выплачивается "в конвертах". Но нередко "минималка" обоснованна. На таких условиях могут взять пенсионеров, малоквалифицированных работников, а в удаленных селах или депрессивных регионах и такая зарплата в радость. Иногда ее платят, когда нет заказов. Всевозможных ситуаций масса. Власть же реагирует линейно. "Уклоняются от налогов". Поэтому минимальную зарплату постоянно повышают.


С 1.01.2010г. минимальная зарплата составляла 869гр., с 1.04.2010г. - 884гр., с 1.07.2010г. - 888гр., с 1.10.2010г. - 907гр., с 1.12.2010г. - 922гр.
С 1.01.2011гр. минимальная зарплата была установлена в размере 941гр., с 1.04.2011г. - 960гр., а к концу года она должна достигнуть 1004гр., увеличившись за 2 года на 15.6%

Для простоты можно считать, что в 2010г. минимальная зарплата составляла в среднем по году 900гр.
Средняя зарплата по некоторым отраслям экономики и промышленности по данным Госкомстата собрана в таблице:

 

Средняя зарплата по отраслям

 

 
Галузь економіки Середня зарплата, гр.

% до середнього рівня

по економіці

Виробництво одягу, хутра та виробів з хутра 1309    58.5
Діяльність готелів та ресторанів 1455    65.0
Оброблення деревини та виробів з деревини, крім меблів 1511   67.5
Охорона здоров’я та надання соціальної допомоги 1631   72.9
Будівництво 1754   78.3
Торгівля; ремонт автомобілів, побутових виробів та предметів особистого вжитку 1874   83.7
Освіта 1889   84.3
Виробництво електричного, електронного та оптичного устаткування 2098   93.7
Видавнича діяльність 2197   98.1
Діяльність наземного транспорту 2355 105.2
Виробництво транспортних засобів та устаткування 2411 107.7
Хімічне виробництво

2586

115.5
Металургійне виробництво та виробництво готових металевих виробів 2916 130.2
Добування корисних копалин, крім топливно-енергетичних 2945 131.5
Виробництво коксу, продуктів нафтоперероблення 3454 154.3
Добування топливно-енергетичних корисних копалин 3763 168.1
Фінансова діяльність 4602 205.5
Діяльність авіаційного транспорту 6773 302.5
Довідково: середня з/п по Україні 2239 100

 

Как видно из таблицы, средняя зарплата в Украине составляет 2.5 минимальных.
Правительство считает такое значение "правильным", а все меньшие - уклонением. Среднюю зарплату не ниже 2.5 минимальных, например, предприятию необходимо иметь, чтобы претендовать на автоматический возврат НДС. В Налоговом Кодексе такого требования нет, но чиновники требуют.
Зато в Налоговом Кодексе есть похожее требование: у малых фирм, претендующих на налоговые каникулы средняя зарплата должна быть не ниже двух минимальных.

Насколько реальны и обоснованы желания чиновников?

Из таблицы видно, что целые отрасли экономики не дотягивают до запросов власти. 2.5 минимальной зарплаты - в 2010г. это 2250гр. Такой средней зарплаты не было в легкой промышленности, издательском деле, обработке древесины, строительстве, охране здоровья и образовании, производстве электронного и электрического оборудования. Можно ли их "дотянуть" силовым нажимом?


У кого низкие зарплаты:


Из таблицы видно, что низкие зарплаты выплачиваются в отраслях, в которых
- преобладают небольшие предприятия;
- производят конечную или высокосложную продукцию.

Другими словами, в которых удельный вес зарплаты в себестоимости высокий.

Следовательно, чем больше зарплаты в себестоимости, тем меньше ее уровень. Почему? Потому что на зарплату установлен запредельно высокий налог.
Наши законодатели в 2002г. снизили подоходный налог до 13%. Надеялись, что это выведет зарплату из тени. Но эффект был незначительным. И не потому, что в последствии налог подняли до 15%, а сегодня для зарплат выше 10 минимальных - до 17%. Главное препятствие для нормальной выплаты зарплаты - отчисления в социальные фонды. Работодатель должен с выплаченной зарплаты перечислять в ПФ не менее 36.76% (в ряде отраслей и более), а сам работник - еще от 3.6%. Это кроме 15-17% подоходного налога.

Из таблицы видно, что производство услуг населению и товаров конечного спроса выплачивает наименьшие зарплаты. Это легко объяснить, тут удельный вес зарплаты в затратах на производство велик, доходит до 60-80%. Соответственно, начисления на зарплату увеличивают затраты на четверть и даже на треть. Но такой доходности нет у большинства производителей. С другой стороны, тут легче обойти контроль. Больше мелких предприятий. Чтобы проконтролировать всю торговлю или все производство одежды, продуктов питания, нужна армия контроллеров, которую тоже надо кому-то контролировать. А условия, поставленные законодательством, делают честную работу в большинстве случаев нерентабельной.

Высокие зарплаты в добыче полезных ископаемых, переработке нефти объясняются не только условиями труда, но и тем, что удельный вес зарплаты в себестоимости кокса, например, не превышает 2%. Накинули 40% на ПФ - это еще 0.8%. Практически, незаметно. В металлургии, химии удельный вес зарплаты, в зависимости от вида продукции может доходить до 4-5%. И там отчисления в ПФ добавляют к себестоимости не более 2%, что не критично.

Не случайно, в металлургии постоянно растет удельный вес товарной заготовки (удельный вес зарплаты до 2%) и падает - готовых металлических изделий (труб, метизов), где удельный вес зарплаты доходит до 10%. В производстве заготовки до 90% - это сырье, топливо, энергоресурсы, в т.ч. импортные. Чтобы из нее произвести метиз дополнительного сырья и топлива надо немного, в основном, это зарплата прокатчиков. Они ее и получают только в Турции.

Но в машиностроении удельный вес зарплаты в конечной продукции выше - от 20 до 50%. На крупных предприятиях невозможна массовая выплата в "конвертах". В результате машиностроение не развивается, несмотря на все усилия власти. А старые машиностроительные заводы переходят или на выпуск крупногабаритной заготовки, или на сборку готовой продукции из импортных комплектующих.

Те же судостроители или турбинисты все чаще поставляют заграничным заказчикам не готовые корабли и турбины, а крупногабаритное литье или металлоконструкции. Их производство не требует особой квалификации, в затратах больше металла и энергетики, чем зарплаты. А обработка, начинка электроникой выполняется зарубежом, и зарплату за нее получают зарубежные работники.

И, наоборот, рост производства транспорта - это у нас сборка машины из нескольких крупных агрегатов, поставленных из-за рубежа. Последний пример - не успели порадоваться приходу на Луганский тепловозостроительный завод их основных заказчиков - россиян, как завод перешел на сборку электровозов из агрегатов, получаемых из Новочеркасска.

В обоих случаях, операции, требующие квалификации, опыта, умения остаются зарубежом, а в Украине выполняются только простые, грязные, энергоемкие, с небольшим удельным весом зарплаты. Всё это отражено в приведенной выше статистике. Зарплата в производстве электронной, оптической аппаратуры ниже, чем в среднем по стране! Это в отрасли, требующей высочайшей квалификации.

Существует расхожее заблуждение, будто зарплата в мире поднялась в результате классовой борьбы и распространения социалистических идей.
На самом деле, зарплата повышалась по мере роста качества и сложности продукции в результате насыщения рынка товарами и услугами и роста конкуренции.

Классовую борьбу вели, в основном, горняки, металлурги, грузчики. А зарплата повышалась у машиностроителей, электриков, механиков. В металлургии квалифицированный работник 1 на печь. А к нему несколько десятков, работа которых требует физических усилий, но не квалификации. Их зарплата не росла до начала 1970-х, несмотря ни на какую классовую борьбу. Не шли местные - нанимали гастарбайтеров. А у машиностроителей зарплата начала расти без всякой классовой борьбы уже в начале 1900-х. Качество работы токаря, фрезеровщика, инструментальщика определяло качество товара и на эти места нужны были ответственные, умелые, вменяемые работники. Требования к нынешним машиностроителям, механикам, электронщикам гораздо выше, их зарплата выводит их в средний класс. В Украине нет ни такой зарплаты машиностроителей, ни такого машиностроения.

Высококачественного машиностроения у нас не было и при СССР (за редким исключением). Но с такими начислениями на зарплату оно и не появится никогда. А старое, как видим, вырождается без инвестиций и квалифицированных специалистов. Таким образом, высокие начисления на зарплату привели к двум основным результатам. В отраслях товаров и услуг для населения, с высокой мобильностью, небольшими размерами предприятий, зарплата уводится от учета, выплачивается "налом". Попытки контроля увеличивают чиновничий аппарат, но не выплату зарплат. В этих отраслях нереально работать при 40% начислениях на зарплату, и трудно контролировать. Там же, где в конвертах зарплату не выплатишь, сложные, качественные требующие квалификации работы вытесняются простыми, грязными, энергоемкими.

Некоторых квалифицированных специалистов удавалось оформлять как ЧПЕНов и платить достойную их зарплату с минимальными отчислениями. Новый НК закрыл такую возможность. Единственная сфера, где такая возможность осталась - IT. При очень высоких по украинским меркам выплатах (зарплата в 10000гр и выше не редкость) сфера развивается, число фирм, работающих на аутсорсинг, в единой технологической цепочке с западными растет. Естественно, если бы с 10000гр надо было выплачивать 3676гр в ПФ, а сам работник - еще 360гр в ПФ и 1700 подоходный налог, все эти фирмы закрылись бы, и ничего бы у нас не делалось. Хотя и 200гр с такой зарплаты за все про все также маловато.


Но то, что разрешили IT, почему-то запрещают всем остальным. Поэтому IT развивается, остальные загнивают. В результате структура украинской экономики становится все более сырьевой. Структура промышленного производства видна из таблицы, составленной по данным Госкомстата.

 

Распределение промышленной продукции

 

 
Виды промышленной продукции 2007 2008 2009 2010 01-03.2011
Сырье 66.5 67.4 64.3 66.9 70.9
Инвестиционные товары 15.4 15.1 12.0 12.1 12.1
Товары широко потребления 16.8 16.8 22.4 19.8 16.0
Товары длительного пользования   1.3   1.2   1.3   1.2   1.0

 

Сырьевые товары с небольшим удельным весом зарплаты составляют 2/3 промышленного производства, и их удельный вес с каждым годом растет (за исключением 2009г. - кризиса). Производство инвестиционных товаров и товаров широко потребления невелико и не растет.
Такая у нас политика в области зарплаты, которую Правительство собирается ужесточить. Называя это "реформой".


А что же делать?


Уменьшить отчисления в ПФ в перспективе до 20% и не менее половины из них перевести из солидарной системы в накопительную  За 1 год этого не сделаешь. За 10 сделаешь, если уже начать. Если тянуть и пытаться ужесточить контроль - ничего не сделать. Ни "вывести зарплату из тени", ни модернизировать страну. Более серьезная реформа - это отменить понятия "налоговых агентов".  Все доходы человека должны иметь один статус и облагаться по единой шкале.  Отчитываться перед налоговыми органами каждый должен самостоятельно, без посредничества работодателя. Налоговики не должны перекладывать свои обязанности на предприятия, а работать с людьми сами.


Наши бывшие соотечественники, живущие и работающие в США, Западной Европе рассказывают, какой сложной является для них ежегодная процедура заполнения налоговой декларации. Они в ней отражают доходы и расходы семьи за год, рассчитывают и уплачивают налог. Налоговая служба сопоставляет декларацию с уровнем жизни семьи, со своими данными. Если же видимые расходы семьи превышали указанные в декларации доходы, налоговая служба работает с таким налогоплательщиком имеющимися  механизмами, но не трогает работодателей.


Наши чиновники постоянно расширяют штат налоговых агентов. Теперь к ним добавили банкиров, нотариусов, риэлтеров и т.д. О своей пенсии должен заботиться сам работающий. А предприниматель может помочь перевести деньги в соответствии с поручением, найти подходящий пенсионный фонд. Некоторые фирмы финансируют собственные фонды. Но перевод денег должен быть инициативой самого работника. Тогда выплата не будет восприниматься в качестве еще одного налога, более высокого, чем все остальные.Нынешняя система власти долго не протянет. Для нее нужны дешевые ресурсы, а у Украины их нет. Но вместо реформ власть стремится сохранить нежизнеспособную систему, переложить последствия с себя на население. Надо ли удивляться, что у нее ничего не получается.

Влад Харьковский

PS Для того, чтобы увидеть еще 1 причину низких легальных зарплат, стоит обратить внимание на 1 историю. Международная кампания, работающая по мировым стандартам, платит среднюю зарплату выше 6000гр. Государственные органы, действующие в пользу полугосударственной (контролируемой чиновниками) кампании ХлебИнвестбуд, заблокировали ее работу и пытаются выдавить с рынка.  Но при таком государственном регулировании в стране не может быть высоких зарплат. Нельзя публично требовать европейского качества работы и зарплаты, а в тихую вести себя по-евразийски.