Все хорошо, все прекрасно, но дом сгорел, собака сдохла и денег нет
На днях Правительство Украины в лице Премьер-министра А. Яценюка рассказывало в ВР о позитивных тенденциях в экономике страны. Мол, в финансах наступила стабилизация, и бюджет выполняется успешно. Удивительно, что при отсутствии ощущения “пакращення” в своей повседневной действительности, многие наши соотечественники продолжают верить, что “реформы идут”. Может быть и идут, но пока неясно куда и для кого. Цифры - вещь упрямая. Для тех, кто хочет разобраться, в каком состоянии экономика, - наши ежемесячные замеры состояния пациента, по имени “экономика Украины” и попытка спрогнозировать ситуацию в 2016-м году.
МАРКЕРЫ СТАБИЛИЗАЦИИ
Курс гривны в октябре и ноябре непрерывно падал, и с начала декабря тенденция сохранилась, как это совместить с утверждением Правительства о наступившей макроэкономической стабилизации, неизвестно. Обвала как в 2014-м нет (пока), но и стабилизацией это назвать невозможно.
О “стабилизации” обычно свидетельствует несколько маркеров:
1) платежный баланс стал положительным (в страну приходит больше валюты, чем уходит из нее);
2) бюджет профицитный – в казну собирается больше налогов, чем тратится;
3) инфляция в пределах 1% месяц или менее того;
4) курс национальной валюты стабилен.
Все основные показатели Правительству в 2015 г. удалось улучшить в сравнении с 2014-м годом. Но до радости далеко. В сентябре курс национальной валюты даже укрепился, была небольшая дефляция (цены на потребительские товары несколько снизились). Но ненадолго. К концу года надо выполнять необходимые платежи и стабильность привычно зашаталась.
ЭМИССИЯ НБУ КАК ЛАКМУС ИНФЛЯЦИИ
Простым и привычным индикатором финансовой стабильности остается остаток ценных бумаг Правительства (ОВГЗ) в портфеле НБУ. Если бюджетных доходов хватает, зачем Правительство выпускает долговые бумаги и почему их выкупает НБУ, а не участники рынка?
Изучение графиков показывает, что в 2015 г. НБУ выкупало значительно меньше ОВГЗ , чем в 2014 г. (когда был обвал гривны), но в 1.5 раза больше, чем в 2013 г. (когда финансы также были неустойчивы, но тогда хватало валютных резервов, чтобы эту неустойчивость компенсировать). За весь 2013 г. было выкуплено ОВГЗ на 41.5 млрд.грн., а за 11 месяцев 2015 – уже 56.3 млрд.грн. Делайте выводы, как это скажется на курсе гривны.
ПРОФИЦИТ ШРЕДИНГЕРА
Гордостью Минфина является профицит бюджета. Доходы сводного бюджета за 10 месяцев составили 521.3 млрд. грн., а расходы 492 млрд.грн. Т.е. вроде бы собрано на 29.3 млрд.грн. больше, чем потрачено. Но дело в том, что годовой бюджет по расходам выполнен в среднем на 70 %. Десять месяцев из 12 при равномерном исполнении бюджета должны были бы дать более 83 % выполнения бюджета. Т.е его выполнение по расходам отстает.
А вот по доходам выполнение идет равномерно, за 10 месяцев собрано почти 83% от годового бюджета, т.е. столько, сколько и ожидается за 10 месяцев. Понятно, что основные расходы бюджета будут профинансированы и деньги со счетов Казначейства поступят в оборот. Просто произойдет это в последние 2 месяца года (печальная традиция соблюдается).
Из графика расходов и доходов бюджета видно, что за 2 последние месяца года осталось собрать доходов 107.7 млрд.грн, - примерно столько же, сколько собиралось в течение года, и обеспечить расходы на 210 млрд.грн, что вдвое выше, чем тратилось до сих пор. Такие траты сильно скажутся на устойчивости гривны (и, возможно, уже сказываются, ведь данных за ноябрь нет). Так в октябре расходы превысили доходы и стали самыми высокими за год.
Самые высокие расходы бюджета обычно бывают в последний банковский день года – 30 декабря. В этот же день НБУ обычно выкупает ОВГЗ на десятки миллиардов грн. и эти деньги поступают на счета получателей, но пользуются они ими, как правило, после 8 января следующего года, но гривна в обороте возрастает только концу января – началу февраля. Похоже, что в нынешнем году Правительство собирается повторить этот предновогодний “финт ушами”, последствия которого мы ощутим в феврале.
В нижеприведенной таблице видно, как выполняется бюджет по разным статьям.
Статья расхода |
Выполнено за 10 месяцев |
План на 2015г. согласно бюджету |
% |
Образование |
86.6 |
118.1 |
73.33 |
% по долгам |
67.4 |
94.7 |
71.17 |
Пенсии |
71.2 |
85.7 |
83.08 |
Социальные расходы |
54.8 |
83.4 |
65.71 |
Охрана здоровья |
50.9 |
72.5 |
70.21 |
Экономика |
36.9 |
66.3 |
55.66 |
Оборона |
37.1 |
53.4 |
69.48 |
Общественный порядок |
40.1 |
55.1 |
72.78 |
Власть и управление |
23.6 |
34.3 |
67.93 |
Искусство и спорт |
11.6 |
17.4 |
66.67 |
ЖКХ |
8.6 |
14.4 |
59.72 |
Экология |
3.6 |
6.7 |
53.73 |
Итого |
492.1 |
702.0 |
100.0 |
На что же правительство не пожалело денег? Учитывая недавние выборы, плановость расходов на пенсии выглядит логичной. 10% отставание у расходов на образование, медицину, общественный порядок и выплату % по долгам. Все остальные расходы профинансированы со значительным отставанием, и даже на оборону воюющего государства потратили на уровне менее 9-ти месяцев.
Очевидно, в последние 2 месяца придется догонять.
Таким образом, профицит бюджета был одним из источников стабилизации в течение года. Но на самом деле это были лишь отложенные расходы. И под конец года бюджет, скорее всего, станет источником (или уже стал) очередных “качелей” курса и цен.
ДЕЛИМ ШКУРУ НЕ УБИТОГО МЕДВЕДЯ
Среди доходов бюджета есть одна статья, которая прямо связана с финансовой стабильностью, но о ней предпочитают не распространятся. Это перечисление в бюджет доходов НБУ. Обычная организация подводит итог за год, в т.ч. определяют полученную прибыль и пути ее расходования, итог проверяют аудиторы, он утверждается на заседании Правления и только после этого прибыль расходуется. В случае с НБУ все по-иному. Ежемесячно он переводит в бюджет еще не полученную прибыль. Фактически это тоже скрытая эмиссия.
Следует отметить, что на 2016 г. МВФ не позволяет Правительству получать %% от НБУ в таком нереальном количестве. Потому, что по плану на 2015 г. доход бюджета от НБУ должен будет составить 60 млрд. грн. За 10 месяцев уже переведено 52.1 млрд.грн. Для сравнения, налог на прибыль предприятий за 10 месяцев принес бюджету 33.9 млрд.грн. В 2014 г. за весь год НБУ внес 22.8 млрд.грн.
Помесячные суммы переводов НБУ в бюджет в 2014-15 г.г. представлены на графике. Ежемесячно несколько миллиардов переводятся в бюджет. Это ответ на вопрос, а работает ли “станок”.
ТОРГОВЫЙ БАЛАНС ПОЕТ РОМАНС
Следующий пункт – платежный баланс. Из приведенного графика видно, что он продолжает быть профицитным. Но не торопитесь петь осанны нашим реформаторам! В октябре в страну пришло на 229 млн.$ больше, чем ушло.
Однако более детальный разбор показывает – баланс по торговле товарами и услугами стал дефицитным. Украина на 411млн. $ больше заплатила за товары и услуги, чем выручила от их продажи. Такого дефицита не было с начала года. Кроме того из страны ушли 421 млн.$, которые выплачены иностранным инвесторам в виде %% (примерно столько же и ранее выплачивалось).
В Украину приходят:
- зарплата и частные переводы граждан – на 517млн. $,
- кредиты государству, банкам и частным компаниям – на 276млн. $
Есть еще 1 интересный пункт - приход валюты 268 млн $, которые граждане сдали в банки. То есть официально граждане больше валюты продали, чем купили, интересно, да? Известно, что НБУ ограничило сумму покупки валюты в банке эквивалентом 3000 грн. Т.е. легально можно купить в день до 120$. В результате основные покупки и продажи просто пошли через черный рынок. Сколько на самом деле входит в страну и выходит обратно наличной валюты никто не знает. Но, поскольку курс растет, видимо, выходит больше и валюты не хватает.
В результате образовался профицит 229 млн. $. Есть ли он на самом деле, каждый может сделать свои выводы.
Существенные ограничения действуют на безналичном рынке. Для покупки валюты и платежа заграницу юрлица ждут 4 дня разрешения НБУ, которое может прийти или нет. Люди ищут и находят обходные пути, которые не отслеживаются НБУ. Поэтому статистике НБУ можно доверять не вполне. А дополнительно следить за движением курса в обменках и “черном рынке” - он и есть наш самый правильный “градусник”.
ЗОЛОТО БАНАНОВОЙ РЕСПУБЛИКИ
#Дефицитвалюты, впрочем, не случаен. Ведь Украина при всем хваленом интеллектуальном потенциале остается “страной третьего мира”, живущей за счет экспорта сырья и полуфабрикатов. А их цена на мировом рынке быстро падает.
Для желающих покопаться в цифрах приводим один из самых ярких примеров, как страдают сырьевые рынки от обвалов, и почему наше нынешнее правительство не может как ранее накопить такой желанный “жирок” для предвыборной социалки.
На приведенном графике цен на концентрат, экспортируемый Украиной, видно, как его цена достигла максимума в середине 2012 г. - 140$ за тонну.
До середины 2014 г. она медленно снижалась до 100$ / т.
К концу 2014г. она упала до 50$ / т.
А за первую неделю декабря стоимость руды произошел очередной обвал. Так, цена руды на китайском рынке, который сейчас определяет погоду в этой отрасли, обвалилась до $39 за тонну.
В результате экспорт Украины за 9 месяцев 2015 года упал к предыдущему году на треть. Импорт падает следом.
Доля железной руды в украинском экспорте упала с 6.4% до 6.2%, а в деньгах с 2.6млрд.$ до 1.7 млрд.$. При этом в количественном измерении экспорт вырос с 29.7 млн.т. до 34.7 млн.т. Только платить за руду стали меньше.
Доля #сельскохозяйственных культур и продовольствие выросла с 30.9% до 36.2%. Хотя экспорт в денежном выражении также упал. За счет падения цен. Так экспорт пшеницы за 9 месяцев вырос с 7.1 до 8.4 млн.тонн, но денег за нее получено 1.4 млрд.$ вместо 1.6 млрд.$ в 2014 году. Такая же ситуация с экспортом кукурузы и так далее. То есть падение цен на зерно не такое быстрое, как на металл и руду, поэтому его доля в экспорте растет.
Экспорт продукции #машиностроения также упал. Из-за сокращения экспорта в Россию (в которой кризис не хуже украинского, ведь цены на нефть и газ аналогичным образом упали), Но, к сожалению, экспорт в Европу также снизился. Этот экспорт обеспечивался несколькими позициями в области электротехники (автомобильный кабель, ТЭНы, мониторы, и т.д.) и, конечно, спрос на них не может быть постоянным. Для устойчивого экспорта следует выходить на мировой рынок с разнообразной высокотехнологичной продукцией. Пока этого не видно.
Много говорится про потенциал украинского #IT. Но, по данным Госкомстата, объем экспорта компьютерных услуг за 9 месяцев 2015 г. составил 0.8 млрд.$, увеличившись на четверть к 9 месяцам 2014 г. Рост – это хорошо. Конечно, среди 517 млн. $, которые пришли в Украину в виде частных переводов и зарплаты, есть и доля оплаты IT услуг. Но никто не знает, какая именно. Суммы эти пока несопоставимы с потерями от экспорта сырья.
НЕБЛАГОДАРНОЕ ДЕЛО - ПРОГНОЗ
Еще один признак стабилизации – замедление инфляции. Действительно, летом цены остановились, а в июле-августе они даже понизились. Но с сентября снова рост. Так продовольственные товары в сентябре и октябре подорожали более чем на 1%, а в ноябре уже на 2.5%. Для кризисных времен неплохо, но если сравнивать с периодом стабильности, инфляция остается высокой.
Таким образом, ни о какой финансовой стабилизации говорить пока невозможно. Обвала нет и, надо надеяться, не будет. Но даже в сравнении с не очень благополучным 2013 годом, когда кризис уже начался, но еще не осознавался широкой публикой, ситуация гораздо хуже. Правительство откладывало необходимые расходы на конец года, создавая летом, перед местными выборами, иллюзию стабильности. Но приходит время за все платить. И выясняется, что кризис никуда не делся.
Следующий год не предвещает больших изменений. Мировая конъюнктура не улучшается. Хорошо, что Нефтегаз не будет требовать денег и банкам будет выплачено в 2 раза меньше. Но не будет ряда нынешних доходов бюджета, кроме того стагнирующий мелкий и средний бизнес активно (но пока безуспешно) требует сократить налоги.
Население стареет, на пенсию выходит больше людей, чем вступает в экономически активный возраст, новые пенсионеры получают более высокие пенсии, чем нынешние..
Растут расходы на оборону и выплату %% по долгу.
Социальные расходы сокращать никто не планирует.
Наоборот, планируется индексация зарплат и пенсий на 12% (планируемый уровень инфляции).
Бюджет обещает дефицит государственных расходов в 3.7% ВВП. Не очень понятно, как Правительство планирует его достичь. И за счет чего покрыть.
И, главное, не улучшается #инвестиционныйклимат. То самое, благодаря чему в страну могут прийти высокоинтеллектуальные производства. Они не идут из-за запутанных законов, дичайшего #госрегулирования, отсутствия судов (в привычном им смысле этого слова), произвола чиновников.
Правительство предложило новый #Налоговыйкодекс. Но обещанного улучшения администрирования налогов там нет. Наоборот, сохраняются все ранее существовавшие возможности произвола налоговиков.
Количество лицензий, разрешений сокращается очень медленно. Продажу земли с/х назначения заморозили еще на год. Выделение земли, проверки регуляторов - везде остается большие возможности для произвола чиновников, которыми они радостно пользуются. В результате не идут в Украину инвестиции. Не привыкли инвесторы так работать. А без инвесторов нет валюты, нет экономического роста, наша валюта слаба, а обязательства Правительства нечем покрывать, кроме как печатанием “пустых” денег. Отсюда и запланированный рост в 2%. Мол, “все что могло остановиться уже остановилось, падения больше не будет”, а нас ждет рост в пределах статистической погрешности. Исходя из вышеизложенного - вериться трудом.
В отсутствие давно назревших реформ, Правительство еще долго будет выискивать улучшение путем манипуляций с цифрами, а мы – его разоблачать. И эта игра будет бесконечной.