Рост импорта 2016 - за счет чего и о чем говорит?
В течение 2016г. экспорт товаров в Украину уверенно падал в сравнении с аналогичными месяцами 2015г.. И только с октября начал увеличиваться. Хотя за год все равно падение.
Интересный вопрос - на что используется поступившая в страну валюта, т.е. что на нее импортируется? Тратится ли валюта на долгосрочное потребление (автомобили, жилье), на поддержку существующего низкомаржинального производства середины 20в или на новую высокомаржинальную продукцию? Это на самом деле и определяет, какая у нас экономика и какие у нее перспективы.
Конец 1990-х и начало 2000-х - приобреталось оборудование поддерживающее старые производства, в результате они были запущены в работу. Экономика возобновила рост, но уровень жизни оставался низким. Старые производства высокий уровень жизни не обеспечивает.
Перед кризисом 2008 и 2013гг приобреталось жилье и автомобили. Получили кризис. Если продавать зерно и металл и покупать автомобили, ТНП непременно будет кризис как только цены на зерно и металл упадут.
Реформы и выход на современный уровень жизни связывается с новыми производствами 21в. с высокой добавленной стоимостью.
3 пути и 3 способа жизни, с каждым из них связано свое расходование имеющейся валюты или направления импорта.
На графике видно как красная линия - экспорт в 2016-м году - догнала синюю в апреле-мае, потом снова отстала, догнала в октябре и превозшла в ноябре. Данные графика - от НБУ, но они немного отличаются от данных Укрстата. Несмотря на рост экспорта в последние месяцы, с начала года падение.
Дело однако в том, что импорт весь 2016г. рос и уже превосходит экспорт. За 11 месяцев - на 3.2млрд.$ В ноябре - на 0.2млрд.$ Уже немного совсем. но опережает.
Рост экспорта в ноябре был вызван хорошей конъюнктурой на рынке металла. До этого экспорт поддерживался, в основном, продажей зерна и подсолнечного масла.
В таблице показаны данные по основным статьям экспорта
Наименование | 11месяцев млн.$ | +/- к 11 месяцам 2015 | % | Ноябрь 2016 млн.$ | */- к ноябрю 2015 | % |
Агропродукция | 13566.6 | 537.3 | 104.1 | 1729.4 | 298 | 120.8 |
Черные металлы | 8862.3 | -1426.2 | 86.1 | 880.4 | 136.6 | 118.4 |
Машиностроение | 3938.0 | -206.6 | 95.0 | 401.1 | -22.3 | 94.7 |
Всего | 32734.4 | -1788.9 | 94.8 | 3621.3 | 439.6 | 113.8 |
Куда использовали поступившие доллары? Что на них покупали? Другими словами - за счет чего рос импорт?
В предыдущие годы - за счет топлива и энергии. Но в 2016г. динамика изменилась и основной рост произошел за счет продукции машиностроения. Казалось хорошо? Но дело в том, что машиностроительная продукция - это не только станки и агрегаты новых производств. Это и товары длительного пользования - автомобили, бытовая техника. И, например строительная техника, которая используется как для промышленного, так и гражданского строительства. И сельскохозяйственная техника, которая также очень нужна стране, экспортирующей так много аграрной продукции, но это производство с невысокой добавленной стоимостью.
Итак, импорт продукции машиностроения за 11 месяцев 2016г. составил 29.1% от общего импорта Украины или 10.2млрд.$ (всего импорт - 35.1млрд.$).
Для сравнения в 2015г. за 11 месяцев машиностроение давало только 21.7% общего импорта страны. Рост налицо. Стоит заметить - в ноябре 2016г. машиностроение дало уже 30% всего импорта. Но еще важнее - рост к 2015г.
Так, весь импорт за 11 месяцев вырос всего на 0.8млрд.$ А машиностроительный - на 2.8млрд.$ т.е. в 3.5 раза больше. Другими словами, весь остальной импорт упал на 2млрд.$
Импорт продукции машиностроения за 11 месяцев 2016г. и изменение к 2015г представлено в таблице:
Наименование продукции | Сумма | +/- к 11 мес. 2015г. | % |
Легковые автомобили | 1299 | 547 | 72.8 |
Телефоны, станции | 606 | 50 | 9.0 |
С/х машины | 650 | 323 | 98.6 |
ТВЭЛы | 506 | -46 | -8.3 |
Тракторы | 468 | 265 | 130.5 |
Компьютеры, периферия, терминалы | 440 | 135 | 44.3 |
Грузовики, з/ч, спецавтомобили | 574 | 195 | 51.5 |
Провода, кабели | 408 | 39 | 10.5 |
Аппаратура контроля и зашиты цепей | 395 | 59 | 17.4 |
Радиодетали | 311 | 108 | 53.5 |
Строительная техника | 364 | 139 | 62.0 |
Подшипники, з/я | 220 | 48 | 27.9 |
Насосы | 185 | 13 | 7.3 |
Мониторы,ТВ приемники | 158 | 23 | 16.9 |
Холодильники | 152 | 30 | 25.0 |
Трубопроводная арматура | 135 | 31 | 29.8 |
Центрифуги | 137 | 20 | 17.2 |
Машины для тепловой об-ки материалов | 114 | 50 | 77.5 |
Двигатели | 150 | 17 | 12.4 |
Типографское оборудов. | 96 | 27 | 39.7 |
В таблице представлены позиции с объемом импорта за 11 месяцев больше 100млн.$ Поэтому в перечень не попали, например, металорежущие станки (84млн.$, рост 20%)
Из таблицы видно, что основной импорт - это легковые автомобили - 12.7% всего машиностроительного импорта. И его доля уверенно растет.
Существенна доля сельскохозяйственных и строительных машин (тракторы выделены отдельно, т.к. используются и в с/х, в строительных, дорожных работах), грузовая техника. Причем, именно у нее максимальная динамика роста
Заметная доля компьютеров, периферии, мобильных телефонов и коммутирующего оборудования. Но динамика роста невелика.
Быстро растет импорт оборудования для переработки с/х продукции. Например, рост импорта мукомольного оборудования в 2.2 раза. Но общий импорт очень мал - рост с 7 до 22млн.$ Печи для пищевой промышленности - рост с 9 до 19млн.$ Рост значительный, абсолютные суммы импорта - не особенно. То же касается оборудования для работ по камню, пластмассе, резине - рост значительный, но абсолютные значения невысоки.
Активно закупаются радиодетали. микросхемы, печатные платы, аппаратура контроля цепей - для сборки соответствующей аппаратуры.
Таким образом. максимальный рост у оборудования для традиционного производства - строительства, сельского хозяйства, инфраструктуры. Закупка оборудования для производств с более высокой долей добавленной стоимости также растет, но пока остается незначительным. Используется ли она в традиционных или современных производствах неизвестно, но, во всяком случае, есть шанс.
Высокими темпами растет и импорт легковых автомобилей, сложной бытовой техники. На нее тратится наибольшее количество валюты.
Т.е. пока направление меняется слишком медленно. Импорт оборудования и комплектующих, которые можно использовать для более продвинутых производств также растет, но пока незначительно и погоды не делает.