Мэры ряда украинских городов и аграрии в одно и то же время заявили, что Казначейство не выполняет платежные поручения мэрий и Аграрного фонда, хотя у них достаточно средств на счету.

Правительство приняло два Распоряжения. Одним обещает снять всех, кто не обеспечит возврат долгов по налогам. Другим запретило принимать налоговые накладные предыдущих периодов.

События эти произошли в течение одной недели и тесно связанные между собой. Несмотря на бодрые отчеты о перевыполнении плана по сбору налогов, у Правительства нет денег. На счетах Казначейства пусто. Казначейство еще 2 апреля перестало публиковать данные об остатках, но уже тогда они снизились до 3млрд.гр и даже ниже. Остатки несколько раз пополнялись – кредитом МВФ и Национальным банком. Но денег не хватает. А выполнение плана с помощью бухгалтерских ухищрений не дает реальных денег для расчетов за товары и услуги.

Громче всех о своих проблемах заявил мэр Черкасс. Однако информация о невозможности оплатить бензин для скорой или вывоз мусора поступала из разных городов от Львова до Харькова. При этом платежи по зарплате проходили. Все остальное Казначейство не оплачивало, несмотря на наличие средств на счетах городов. Ведь Казначейство – тот же банк, только для бюджетных клиентов. Нет денег, нечем платить.

Аграрный Фонд был создан для регулирования рынков сельскохозяйственной продукции. В момент уборки урожая цена на продукцию резко падает. Не всю продукцию можно хранить, не у всех производителей есть для этого емкости, да и многим срочно нужны деньги рассчитаться по долгам и закупить необходимое для посевной. А потребности в продукции в момент уборки не растут, поэтому закупают ее в этот момент, в основном, для хранения с целью дальнейшего сбыта. Ясно, что цена на нее в это время резко падает. Аграрный фонд создали, чтобы во время уборки урожая он выходил на рынок и скупал часть продукции, выравнивая цены. А весной, когда продукции на рынке мало, у многих запасы закончились, поэтому те, кто их сохранил, завышают цены. В это время Аграрный фонд должен продукцию продавать, чтобы цены сбить. С этой целью его в 2000г. и создали.

И вот, началась уборка, цена на зерно резко упала, у Аграрного фонда деньги есть, а выкупать зерно он не может. Казначейство денег не отдает
При этом Премьер уверяет, что денег у Фонда много, даже больше, чем надо, и он все выкупит. Но ведь крестьянам надо что-то делать с зерном сейчас. Потом, когда они найдут выход или продадут по-дешевке, смысла в усилиях Фонда для них не будет.
Еще Премьер советует крестьянам подержать зерно до ноября. «Знаючи сьогодні світовий ринок зерна, можу сказати, що в листопаді ми будемо мати кращу ціну на зерно за усі часи», сказала Тимошенко
Крестьяне, конечно, не так хорошо знают рынок. Но по опыту чувствуют, что в декабре и январе цена на зерно будет еще выше, чем в ноябре. И продают сегодня не от недостатка знаний, а от недостатка денег и мест хранения.

Можно еще обратить внимание на то, что Правительство весь год использовало Аграрный фонд не по прямому назначению. Через фонд покупалось топливо для полевых работ, хотя для этого есть Госрезерв, также входящий в состав Правительства. Через фонд возмещался НДС зернотрейдерам, что возвращало экономику к временам бартера. А когда пришло время выполнять свои прямые обязанности, оказалось, что нет возможности. И деньги у фонда есть, а платить не может.

И вот получается, что, с одной стороны, Кабмин докладывает про перевыполнение бюджета. А с другой, денег, которыми можно платить, нет, принимаются судорожные усилия для сбора дополнительных сумм.
Одним своим Распоряжением № 837-р от 17.07.2009 Правительство требует усилить борьбу с неплательщиками.

Распоряжение требует от областных администраций создать комиссии, которые будут заслушивать руководителей предприятий должников и следить за погашением ими долга.

Руководителям налоговых требуют составить план погашения долга, не менее, чем на 10% ежемесячно, и угрожают увольнениями, если план не будет выполняться.

Налоговые должны подавать на увольнение директоров госпредприятий, у которых есть долг по налогам, оспаривать в судах хозяйственные договора предприятий-должников.

Другое распоряжение 757-р и следующее за ним 838-р – это акция против предпринимателей, прямое выдавливание из них денег. Предприниматели, которые не предъявили вовремя налоговые накладные, не могут сделать этого в следующие месяцы. Фактически, налог на ДОБАВЛЕННУЮ стоимость превращается в налог на ПОЛНУЮ стоимость. Этой стоимости в несколько раз больше, поэтому Правительство может выдавить их экономики значительно больше денег. Другое дело, что останется экономике?

Вообще, сама идея о том, что для определения налога предприятие должно озаботиться тем, как выплачивают налоги его поставщики, это идея нецивилизованная, дикая.

Некое предприятие выпускает продукцию. Оно закупило сырье и полуфабрикаты, услуги транспорта и энергетики. Всего получилось, например, 1000гр на изделие. Выплатило зарплату 300гр, начисление на нее составили еще 100гр. Еще 100гр амортизация. Всего, значит, себестоимость составила 1500гр. Пусть Вы продали изделие по цене 2000гр. НДС составит 20% от этой суммы, т.е. 400гр. Покупатель заплатит 2400гр, из которых 2000гр – Ваша цена и 400гр – налог. Но Вы уже заплатили часть НДС. Когда покупали сырье и услуги на 1000гр, в той цене уже сидел НДС 167гр. Вы их заплатили поставщику, а он – в бюджет. Поэтому из 400гр НДС Вы переведете в бюджет только 233, а остальные были переведены раньше Вашими поставщиками. Поэтому налог называется на ДОБАВЛЕННУЮ стоимость. Вы платите с того, что Вы добавили к себестоимости, а не с полной стоимости. А бюджет получает налог с полной стоимости, но постепенно, с каждой стадии производства свою часть.

А что делать, если Ваш поставщик получил от Вас 167гр налога, но деньги в бюджет не перевел, а закрылся? Налоговики называют такие предприятия «налоговыми ямами». Казалось бы, для того и создали налоговые администрации, полиции, укомплектовали штатами, отдали огромные здания, чтобы они следили за такими фирмами и не допускали обмана. Но им сложно, квалификации не хватает, желания. Одно дело деньги у предпринимателя вымогать, другое – с махинаторами бороться. Поэтому борьбу с махинаторами переложили на законопослушных предпринимателей. Если окажется, что Ваш поставщик не перевел 167гр в бюджет, Вас заставят платить все 400гр.

Прямо такую схему применяют к экспортерам. А на остальных оказывают давление, пытаясь всячески затруднить учет Ваших выплат. Одним из мероприятий и оказывается данное Распоряжение. Вы приносите налоговые накладные, по которым Вы уплатили НДС поставщику. Налоговик смотрит, у Вас накладных больше, чем обязательств. Если Вы в данном месяце закупали сырье и комплектующие и мало выпустили готовой продукции, это вполне возможно. И не принимает от Вас накладные. А в следующем месяце он их не принимает, потому, что не вовремя принесли. Вот, мол, есть Распоряжение Кабмина.

По своей экономической сути это – прямой грабеж и беззаконие. Распоряжением исполнительной власти у людей отнимают их законные средства.
Это перекладывание на частный бизнес обязанностей, которые должны выполнять чиновники. Надо сказать, это не первый случай, когда предпринимателей обязывают за свои деньги обеспечивать контроль чиновников над собой. Аналогичный порядок действует в сфере экологии, охраны труда, сертификации, контроля качества и т.д.

Как видим, этот пережиток советских времен не уходит, а расширяется и крепнет усилиями нынешнего Правительства.

Предприниматели тратят большие для них средства для реализации контроля чиновников над ними же. Но развитие бизнеса сдерживает не только это. Многие специалисты, известные в своих отраслях, в свое время ушли из организаций, в которых работали, создали собственные фирмы. В последнее время крупные предприятия отказываются с ними работать. Мол, как специалистов мы Вас знаем, а как Вы ведете бухгалтерию – нет. Вдруг пользуетесь услугами не тех фирм? Оформляйте договор через известные крупные организации. Кому польза от монополизации рынка, от разрушения малого бизнеса? Чиновникам. Не людям же.

Еще одним способом пополнения бюджета является печатание денег НБУ.

На счетах НБУ на 20.07.2009 находилось ценных бумаг Правительства на 30млрд.гр. На начало года их было лишь на 8млрд.гр. Только за 20 дней июля НБУ выкупил их на 1.5млрд.гр. Это прямое печатание денег для бюджета (хотя по форме оно проходит через счета Сбербанка). Всего же Правительство выпустило за июль ОВДП на 10млрд.гр. Но те из них, что выкупили коммерческие банки, 3-х месячные, т.е. в октябре эти деньги надо будет возвращать банкам.

Так, например, на последнем аукционе Минфин продал 377млн.гр. под 21% годовых на 3 месяца, 20млн.гр. на год под 27.5% и 30млн.гр. на 2 года и 9 месяцев под 29:%. Т.е. в октябре государству надо будет вернуть банкам одолженные деньги с процентами, а для этого – еще больше залезть в долги под еще большие проценты. Другое дело НБУ, на него надавить, он дает Правительству все, что попросит. Так, 3 проблемных банка Правительство национализировало. Как? Так же. Выпустило ценные бумаги, которые НБУ рефинансировал. Т.е. забрал себе, а банкам дал напечатанные деньги.

Недавно Правительство решило проблемы авиастроения. Как?

Точно также. Заводы выпустили облигации. Харьковский авиационный на 1620млн.гр, Киевский – на 858млн.гр. Облигации выкупают банки. Зачем? Какая выгода от выкупа облигаций заводов, которые не способны выпускать самолеты? Вы бы выкупили такие облигации? А банки что, глупее? Оказывается, нет, не глупее. НБУ под эти облигации дает рефинансирование Т.е. если заводы не смогут погасить облигации, в убытках будет государство в лице НБУ, но не банки. Хорошую схему придумало Правительство, не правда ли? А почему НБУ не дать деньги напрямую заводам? Так нельзя, это же инфляция. А в 2 этапа, связанных между собой? Когда предприятие запрещенную операцию разбивает на 2 разрешенные, это называется «черной схемой». Когда этим же занимается Правительство, это как называется?

Удивительно, почему люди, которые никогда бы не согласились давать свои собственные деньги на убыточные проекты не возражают, когда их же деньги на те же проекты дает Правительство?

Данные по ВВП, по работе промышленности, сферу услуг показывают, экономика производит меньше, чем год назад, даже в номинальном исчислении (а с учетом инфляции еще меньше). После бодрого доклада о перевыполнении плана, Минфин признал, за 5 месяцев налогов собрано меньше, чем в 2008г. на 12%. Всего собрано меньше на 2%, т.к. выросли акцизы, штрафы и прочие неналоговые изъятия. А расходы бюджета увеличились на 12%, что естественно, ведь зарплаты, пенсии, цены растут в номинале. Откуда брать деньги? Есть 2 пути: рисовать деньги с помощью НБУ и выдавливать из реальной экономики, из людей. Правительство активно использует оба. Вот и сейчас, деньги городам и аграриям пошли. Как только Минфин продал очередную порцию ОВДП банкам и НБУ.

Не знаю, какой из путей хуже, какой приносит больше вреда. Это не только непосредственный вред. Мол, ну изъяли чуть больше, ну инфляция, так кризис же. Куда больший вред в укоренении практики насилия над законами и законностью, в усилении власти чиновников над людьми и экономикой.

Исполнительная власть вместо исполнения, как ей положено, создает нормы права. Закон не дает ей права заставлять губернаторов выдавливать налоги из предприятий. А Правительство губернаторов обязывает. Закон не дает права отбирать у предприятий налог 20% от всей произведенной стоимости, а только от добавочной. А Правительство налоговую обязывает.

Закон не дает прав выбирать, кому из экспортеров возвращать НДС, кому нет. А Правительство обязывает ГНАУ проверять у зернотрейдеров, по какой цене они закупали зерно у крестьян и не возвращать, если цена не понравится.


Правительство много говорит о реформах. То, что сейчас делается, это антиреформы. Кризис на мировых рынках когда-нибудь кончится. А перекошенная экономика, произвол чиновников и забитый производитель останутся.

Влад Харьковский