В течение недели с 16 по 23 февраля 2010г. НБУ выкупил ценных бумаг Минфина ОВДП на 1.8млрд.гр. Эта операция соответствует народному определению «Нацбанк включил печатный станок». Включению, как всегда, соответствовали нападки Правительства на НБУ с обвинениями в коррупции и завышении курса. Но рост курса и инфляция как раз и есть результат покупки ОВДП.

ОВДП (Облігації внутрішньої державної позики) являются ценными бумагами, выпуская которые Министерство финансов устраняет «кассовые разрывы», т.е. ситуацию, когда деньги в бюджет еще не поступили, а платить уже надо. Бумаги продаются на аукционах, банки их покупают и с целью вложить средства в надежный актив, и с политической целью, под залог этих бумаг НБУ легче дает рефинансирование. В течение 2008г. количество бумаг в обращении было в пределах 8-9млрд.гр. и находились они у банков, других юридических лиц и иностранцев. То, что иностранцы держали ОВДП в размере 1млрд.гр. показывало надежность и выгодность этих бумаг.

Все изменилось с началом кризиса. Количество ОВДП в обращении начало быстро расти – Правительству стало не хватать денег (для публики оно продолжало рассказывать об успешном выполнении бюджета благодаря «закрытию теневых схем»). Банки их покупать не могли, а иностранцы, наоборот, их распродавали. На 10 ноября количество ОВДП в обращении выросло до 11.2млрд.гр., а через неделю к 17 ноября до 14.2млрд.гр. Все эти ОВДП выкупил, фактически, НБУ. Конечно, он не имел права покупать их напрямую на аукционе Минфина. Поэтому их выкупил Ощадбанк и продал НБУ. Т.о. за 2 недели ноября НБУ, помогая Правительству наполнить бюджет, выбросил в обращение 6млрд.гр. В это время никакой критики в адрес НБУ со стороны Правительства не было.
Но результаты массированной эмиссии сказались быстро, гривна «поплыла». Несмотря на спад производства, в стране бушевала инфляция, а курс гривны падал быстрыми темпами.

Денег продолжало не хватать, Правительство требовало от НБУ все новой и новой эмиссии. К 15 декабря НБУ выкупает ОВДП еще на 2 млрд.гр., через неделю еще на 530млн.гр., курс снова упал. Но Правительству мало. Видимо, руководство НБУ начало сопротивляться печатанию пустых денег и у них произошел конфликт. 18 декабря Премьер вышла к публике и заявила: «Усе, що сьогодні пов'язано з падінням курсу гривні - це спеціальні спекулятивні операції, які плануються на валютному ринку України, які організовуються за підтримки НБУ і декількох банків нашої країни». В чем же смысл спекуляций в представлении Премьера?
"І сьогодні в таких банках майже мільярд доларів лежить і чекає того моменту, коли гривня впаде і стане найдешевшою. Як тільки гривня впаде, такі банки викидають на ринок валюту, купують гривню і потім заплановано зміцнення гривні, коли вони (банки) куплять долари".

Предположение о запланированном укреплении гривны сегодня, через 2 месяца воспринимаются с юмором. Кроме нескольких срывов, за которыми следовали откаты, гривна в основном, только растет. И никто скупленную в декабре валюту на рынок не выбрасывает. Более того, хорошо известно, что, во всяком случае, бОльшая часть той валюты покупалась для возврата кредитов зарубеж. За декабрь зарубежный частный долг уменьшился на 1.5млрд.$, импорт превосходил экспорт на 700млн.$, это требовало покупать валюту. Вряд ли этого не знала Премьер, выдвигая свои обвинения. Поэтому риторические приемы «піднімати інформацію до світової банківської спільноти та міжнародних організацій, які займаються незаконним відмиванням грошей» остались риторикой, никто никуда не обратился, понимая, что не с чем.

В то же время, в конце своего выступления Премьер объяснила, чего она, на самом деле, хотела:
«… уряд України звернувся до банківської системи, щоб через реалізацію цінних паперів уряду профінансувати плановий бюджетний дефіцит, який був закладений в проекті бюджету на 2008 рік. До кінця року потрібно було на внутрішньому ринку профінансувати біля 6 мільярдів гривень. Національний банк, враховуючи, що всі гроші йдуть на ці спекулятивні операції, емісійні гроші Національного банку, замість 6 мільярдів купив цінних паперів уряду всього на 600 мільйонів гривень, це значить, що банку "Надра" - 7 мільярдів, а уряду України замість 6 мільярдів – 600 мільйонів гривень

Мы видели, что около 600млн. гривен - это последняя эмиссия, до этого в течение месяца НБУ напечатал для Правительства 8млрд.гр., что банк «Надра» погашал взятые ранее кредиты зарубежом, отдавал депозиты, а теперь, в результате вмешательства Премьера, этим придется заниматься государству, тому же бюджету. Но суть этой истории заключается в том, что угрозами и публичными обвинениями Премьер выбивает из НБУ деньги для бюджета т.к. в бюджете денег не хватает. Выдача НБУ денег бюджету – нарушение закона и ведет к инфляции и быстрому падению курса гривны. Все это и произошло.

С нового года количество ОВДП в обращении выросло на 12млрд.гр., но их всех выкупили банки. Естественно это были государственные банки, которые таким образом прокредитовали бюджет. В течение января НБУ бумаги Минфина не покупал. Все это время Премьер требует отставки руководства НБУ. Правда, 1 млрд.гр. НБУ перечислил в бюджет напрямую в качестве своей прибыли. Поскольку за январь прибыли не было, эти деньги – также результат эмиссии. И вот, в середине февраля Премьер сообщила, что с НБУ налаживается совместная работа. И тут же НБУ покупает еще на 1.8млрд.гр. ОВДП. 1.3 млрд.гр. новых от Минфина, на 500млн.гр. ранее купленных Сбербанком.

Можно долго возмущаться методами, которыми Премьер добивается реализации своих незаконных целей. Но полезнее поговорить о вещах принципиальных.
О нереальности бюджета сказано много. Но он, действительно, нереальный. Ход его выполнения это показал и тем, кто ранее сомневался. Бюджет января был выполнен за счет ранее не внесенных таможенных пошлин Нефтегаза и 1 млрд.гр. эмиссии НБУ. К 13 февраля остатки на счетах Казначейства опустились до 2.5млрд.гр. Фактически, у Правительства не было денег. В этих условиях и помог НБУ, выкупив ОВДП. Можно ли дальше выполнять бюджет подобными махинациями?

Есть проблема с возвратом НДС зернотрейдерам? Отдадим «натурой» - зерном Аграрного фонда. Выгодно ли это трейдерам? Нет, вместо денег они получают зерно неизвестного качества по неизвестным ценам. Но в противном случае они ничего вовсе не получат, Премьер им так и объяснила.
Начинается посевная, те продавцы, которые сами выращивают зерно, не имеют денег на подготовку и проведение посевной. Остальные обычно в это время закупали у крестьян будущий урожай, давая им средства для весенних работ. В этом году денег нет – НДС не возвращают. Компании сокращают посевы. Правительство нашло выход. Ничего не напоминает? Если следующим шагом будет зачет налогов и оплат электроэнергии?

В 90-х такие же махинации использовали, когда бюджету не хватало средств. Вначале их авторы тоже воспринимались как умелые финансисты, которые спасают бюджетную сферу в условиях недостатка денег. Структуры, которые на этом составили свое состояние, хорошо известны. Поживились многие, но Бакай и Тимошенко тогда превзошли всех. Больших трудов стоило Ющенко, Еханурову и той же Тимошенко, чтобы остановить эти зачетные схемы. И вот, опять, при первых же бюджетных трудностях, Премьер применяет хорошо знакомый инструмент.

Другой пример вреда таких способов выполнения бюджета. У государственного Ощадбанка рейтинг упал до преддефолтного уровня. Почему? 53% кредитов банка выданы Нефтегазу. Это запрещено с точки зрения и правил НБУ, и международных требований. НБУ для Ощадбанка сделало исключение, но международные организации исключений не делают. Это означает только одно – выполняя требования Правительства, банк перестал существовать как бизнес-единица. Он сегодня способен быть лишь передаточным звеном между НБУ и бюджетом и существует лишь за счет эмиссии НБУ. Если времена изменятся и государство оставит его своим попечением, он упадет громче, чем Банк «Украина». Как и в случае с падением курса, начнутся поиски, кто разрушил Ощадбанк. А ответ прост – Правительство разрушает его сейчас, используя в бюджетных махинациях.

Понятно, что времена хорошей для Украины мировой конъюнктуры ушли в прошлое и не скоро вернутся. Тех доходов, которые бюджет имел в 2008г. больше не будет. Соответственно, расходы также следует уменьшить. Но именно этого и не хочется Премьеру. Применяя финансовые махинации, она пытается сохранить выплаты тем получателям, от которых ожидает поддержки на выборах. Это не только пенсионеры и другие малоимущие, но политически активные граждане. Это и предприятия, от владельцев которых Премьер ожидает поддержки. Про финансовую систему государства при этом думать некогда. Там, когда-нибудь, после победы.

Если мы не хотим возврата в 90-е годы, мы должны пересмотреть бюджет. Просто честно посчитать. На что денег хватает, оставить. На что не хватает – оценить, какой размер эмиссии необходим. Какую инфляцию и падение курса это вызовет. Можем мы на это согласиться? Если, например, решить, что мы соглашаемся в этом году на 30% инфляцию, НБУ может напечатать столько-то миллиардов гривен, их распределяем на то-то. А сверх того - не соглашаемся, значит остальные остаются без денег. Это был бы честный разговор. Правительство не клеветало бы понапрасну на государственные институты, не занималось бы махинациями, которые вначале выглядят креативно, но потом оборачиваются большими и тяжелыми проблемами.

В.Рапопорт