Придя к власти команда Януковича анонсировала реформы. Она позиционировала себя как серьезных профессионалов, которые видят все недостатки и имеют план их исправления. Ни в программе Правительства, ни в бюджете никаких изменений не оказалось. Практические действия Правительства, если и отличаются от аналогичных действий предшественников, то в худшую сторону.
Во времена Тимошенко предприниматели жаловались на произвол налоговиков. Отчет не принимали, пока не впишешь нужную налогооблагаемую сумму или не уберешь «минус» из декларации НДС. А не выполнишь требование вовремя – плати штраф за несвоевременную подачу отчета.
Что изменилось при новом Правительстве? Отчеты теперь могут даже принять, но в статусе «до відома». А потом при «камеральной проверке» забраковать. И все равно плати штраф за несвоевременную сдачу. И не пробуй судиться. Ведь все это время твой отчет считается не сданным. А по новым порядкам налоговиков твои налоговые накладные считаются не принятыми. Это отбирает право на налоговый кредит у твоих заказчиков (покупателей).
Круговая порука введена налоговиками совершенно незаконно, статуса «до відома» нет в законе. Никто не давал им права не принимать отчета. Сами взяли. В демократическом государстве сказали бы – самоуправство и здорово наказали бы. У нас говорят «борьба с коррупцией» или «профессионалы». В зависимости от того, кто говорит, какое нынче Правительство.
Отчего такие усилия? Ведь обе команды рассказывали о крупных экономических успехах.
Предыдущая команда скрывала или задерживала статистику, рассказывая об успехах в борьбе с кризисом. В действительности, из реального сектора изымались в бюджет большие суммы, что не давало возможности выйти из кризиса. Правительство закрепляло негодную структуру украинской экономики, пытаясь извлечь из нее выгоду для себя. Оно выкручивало статистику, бизнес и рынок, чтобы дождаться нового мирового пузыря, который обеспечит возврат спроса на украинский металл и аммиак, даст возможность продолжать PR и дележ доходов.
Что же делает новое Правительство? То же самое, но в больших масштабах.
Закон о бюджете предусматривает рост собираемости налога на доходы предприятий на 24;, НДС на 40%. При этом возврат НДС должен уменьшиться. Рост ВВП в номинале намечен лишь на 18.6%. Т.е. Правительство запланировало увеличить изъятие средств из экономики. Это кроме дополнительного изъятия через акцизы, плату за воду, землю и т.д.
Но в 2009г. изъятия уже были запредельными, бизнес их не выдерживал. Профессионалам без разницы.
Было торжественно объявлено о крупном росте промышленного производства в апреле – на 17.2%. Это истинная правда, как правда и то, что это рост к апрелю 2009г., когда было падение на 31.8%. Т.е. прошлогоднее падение преодолено только наполовину. Однако, в апреле 2010г. произошел спад к марту на 1.8%. Если посмотреть на цифры не выборочно, а полностью, поводов для оптимизма мало.
Наибольший рост в апреле 2010г. был в металлургии и машиностроении – на 33%. Но в апреле 2009г. именно в них был наибольший спад. По металлургии 46.5%, по машиностроению 52.6%. И тут до докризисного уровня далеко.
Добыча угля несколько выросла, но не достигла уровня апреля 2008г., добыча нефти и газа продолжает падать. Производство свинины достигло уровня 2008г., говядины – нет. По многим продуктам питания продолжается спад, например, по колбасе, кондитерским изделиям.
В апреле 2010г. произведено 468т.шт. шин. Рост к апрелю 2009г. на 44%. Но в апреле 2008г. было произведено 597т.шт, отставание на 27%.
Цемент – не достигнут даже уровень 2009г., который в 2 раза меньше уровня 2008г. Прокат черных металлов в апреле 2010г. рост с 1179т.т. до 1516. Но ведь в апреле 2008г. было 2134т.т.
Количество тракторов выросло в 9.5раз до 401. Но в апреле 2008г. было 648.
5900 легковых автомобилей – это больше, чем 4700 год назад. Но в 7раз меньше, чем в апреле 2008г (41000).
Производство трансформаторов продолжает падать.
Прирост производства металла – результат оживления на мировых рынках накануне лета. Уже с конца апреля оно сменилось спадом. В мае выпуск проката упал на 5% в сравнении с апрелем. Цифры показывают, что при производстве за 4 месяца 5.8млн.т. металла, внутренний рынок потребил только 1.8млн.т., из которых 0.4млн.т. – импортировал.
Из произведенных в апреле 1.5млн.т. проката экспортировано 1.25млн.т., кроме того, из произведенных 1.4млн.т. литой заготовки экспортировано 1.1млн.т. Т.о. рост внутреннего спроса на металл не скоро сможет стимулировать развитие металлургии.
Пока происходит наоборот, машиностроение и строительство зависят от заказов металлургов, а заказы металлургов зависят от внешнего рынка, а не от внутренних процессов.
Внутренний рынок металла растет, но далек от уровня 2008г. На внешнем рынке проблема – рост цена на сырье при падении цен на готовую продукцию. Предприятия, не имеющие своих источников руды, останавливаются. Второй проблемой украинской металлургии является авария на шахте «Распадская», лишившая Украину источника коксующегося угля.
Структура производства металла также ухудшилась за счет роста экспорта полуфабриката в 2009г. В прошлом году экспорт заготовки даже превзошел экспорт готового проката. В этом году экспорт готового проката несколько вырос до 4.2млн.т. (в 2008г. 5.4 млн.т.), экспорт полуфабриката остался на уровне 3.7млн.т. (в 2008г. 4.6млн.т.).
В результате за 4 месяца 2008г. металлургия дала 61.7млрд.гр. продукции в фактических ценах, а в 2010г. – 55.4млрд.гр. – падение даже без учета 25% роста цен за прошедший период.
Сырьевые товары в объеме промышленного производства как составляли 68.5%, так и составляют. Произошло уменьшение производства инвестиционных товаров с 15 до 11% с соответствующим ростом товаров широко потребления с 15 до 19%. Структурные изменения небольшие и только к худшему.
Объем строительства продолжает падать. За 4 месяца он уменьшился к 2009г. на 21.2%, при том, что уровень 2009г был на 55.4% меньше, чем 2008г. Даже в номинальных ценах объем строительных работ, выполненных за 4 месяца 2010г. (8.2млрд.гр) в 2 раза меньше, чем за 4 месяца 2008г. (16.1млрд.гр.), а с учетом инфляции падение просто катастрофическое и оно не останавливается, а только замедляется.
В розничной торговле роста к 2009г. также нет. В апреле отмечен первый с начала кризиса случай небольшого роста товарооборота предприятий торговли к такому же месяцу предыдущего года, но на рынках наблюдалось небольшое снижение оборота.
Сфера услуг населению продолжает отставать от прошлого года, в номинале услуг оказано на 4.1млрд.гр, в 2009 – на 4.2млрд.гр.
Грузооборот увеличился. Пассажирооборот уменьшился даже к уровню 2009г.
Средняя зарплата с апреля 2009 до апреля 2010 выросла с 1845 до 2107гр. или на 14% (чуть выше, чем уровень инфляции). Основной рост пришелся на экспортные отрасли промышленности: добыча минерального сырья на 38%, химическая на 26.5%., металлургия на 28.5%, машиностроение на 32%. Выше среднего рост был в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Зато ниже среднего – на транспорте, в строительстве, в образовании.
Вывод из статистики – устойчивого роста нет.
В некоторых сферах начался рост, однако достигнутый уровень, тем не менее, далек от предкризисного. В других и роста нет.
Чтобы увидеть, что является основой динамики экономики, надо осмотреть данные по экспорту продукции. Статистика есть за 1-й квартал.
Экспррт Импорт Металлы Машины продукты
2010 10336.3 11796.1 3322.9 – 32.1% 1720.1 – 16.7% 2148.4 - 20.9%
2009 8337.5 9779.5 2854.8 - 34.2% 1266.4 - 15.2% 2036.3 – 24.4%
2008 13790.7 18805.7 5623.5 - 40.8% 2359.2 - 17.1% 1793.6 – 13%
Приведенные цифры показывают, начался небольшой рост экспорта машин и металлов. Причем, если металлы экспортируются в страны Азии и Африки, то машины – в Россию и другие страны СНГ. Этот рост к 2009г., не позволяет даже приблизиться к уровню 2008г. Однако, позволяет увеличить выпуск в данных отраслях по отношению к 2009г., увеличить объем зарплат, что в свою очередь, должно будет сказаться на уровне торговли, в которой спад остановился, хотя роста пока тоже нет.
Однако, спад на внешних рынках металлопродукции остановит рост. Внутреннего рынка нет, внутренний спрос слаб и не стимулирует рост экономики. Основные отрасли, определяющие внутренний спрос – торговля, услуги населению, строительство продолжают падать или остановили падение, но не растут.
А как же Правительство выполняет бюджет?
За 3 месяца 2010г. в бюджет собрано 51.6млрд.гр, что практически равно уровню 2009г. (51.2млрд.гр.), хотя закон требует собрать на 18.7% больше. За 4 месяца собрано 74.2млрд.гр или 27.7% намеченного, хотя за 4 месяца 2009г. было собрано 70.5млрд.гр. или 31.3% годового уровня.
Налог на прибыль – намечено увеличить сбор с 32 до 40млрд.гр. За 3 месяца 2010г. сбор уменьшился к 2009г. с 7.3 до 6.5млрд.гр., за 4 месяца с 8.5 до 7.8млрд.гр.
За 4 месяца было возмещено лишь 5.7млрд.гр НДС, хотя за 4 месяца 2009г. – 10.5млрд.гр.
Бюджет явно не выполняется, и Правительство принимает судорожные меры. Какие? Какие умеет. НБУ перевело в бюджет 4.7млрд.гр., что больше уровня прошлого года. У Минфина получился профицит. Но при этом бюджетные назначения не финансируются.
Минфин выпускает ценные бумаги ОВГЗ на сумму 20млрд.гр. Это средство покрытия дефицита бюджета.
13.6млрд.гр. были направлены непосредственно в бюджет, остальное – в уставной фонд госбанков. А госбанки на эти деньги покупают ОВГЗ и финансируют бюджетные программы. Т.е., фактически остальные деньги также направлены в бюджет, только по более сложной схеме. Больше половины ОВГЗ выкупил НБУ.
Фактически, НБУ занимается эмиссией денег. Если в 2009г. он оправдывал эту эмиссию продажей валюты на межбанке, то в 2010г. на межбанке он валюту выкупает, т.е. дополнительно выпускает деньги в обращение. Чтобы не было инфляции, НБУ тут же привлекает средства банков на депозит и уже привлек на 57млрд.гр..
Откуда деньги?
Растут депозиты населения (на 3% с начала года), с марта начали расти депозиты юридических лиц. В марте увеличилось поступление валюты из-за рубежа, но в основном, это спекулятивный капитал для игры на поднимающемся фондовом рынке. В марте фондовый рынок и курс гривны выросли, в мае упали. Спекулятивный капитал как приходит, так и уходит. Иностранный спекулятивный капитал начал выходить из страны.
Кредиты частному сектору продолжают уменьшаться. Т.е. новых кредитов выдается меньше, чем гасится старых. Появившиеся средства банки отдают на депозит в НБУ или покупают ценные бумаги Правительства. В экономику деньги не возвращаются.
Государство изымает средства в виде налогов, забирает себе эмиссию НБУ. Как только на рынке появляются новые деньги, Правительство подхватывает и их.
А почему же банки не кредитуют население и частный сектор экономики? Видимо, не достаточно подходящих, т.е. надежных и прибыльных мест для вложении.
Почему? Налоговый гнет, давление налоговой, ужесточение процедуры сбора и расчета налогов не дает предпринимателям надежд на устойчивое развитие. В таких условиях кредиты не берут, производство не увеличивают, даже если конъюнктура рынка и позволяет.
Как видим, получается замкнутый круг. Производство не выходит на докризисный уровень т.к. нет спроса и средств, все, что есть подбирает государство. Отсутствие роста экономики не дает средств в бюджет и Правительство принимает жестокие и незаконные меры по выбиванию налогов. Эти меры еще более тормозят и тенезируют экономику, уменьшают поступления в бюджет.
Давление государства, сложности с получением согласований делают невозможным реализацию крупных проектов. Вместо этого власть ведет переговоры, о передаче основных промышленных объекты России, чтобы та владела и заботилась о них вместо своего зажатого частного сектора.
В этих условиях забота о соблюдении прав предпринимателей – условие выживания экономики. Только когда станут невозможным многочисленные нарушения прав предпринимателей при выдаче разрешений и взимании налогов, можно будет говорить о росте, структурных реформах, развитии экономики.
Методы, которыми власть выбивает налоги у предпринимателей, являются превышением полномочий.
Их нет ни в каком законе. Но у нас ведь такая юстиция, что требуется прямо прописать ответственность налогового органа и лично инспектора за безосновательный отказ в приеме отчетов или немотивированные требования изменить отчетность для увеличения налогов. Вице-премьер проводит совещания и увещевает налоговиков не давить предпринимателей. Налоговики выслушали, и пошли выполнять требования начальства – собрать налоги любой ценой. Президент обещает реформы и новые законы. Но прежде чем обещать, стоило бы старые законы выполнять.
Ответственности налоговиков за необоснованное непринятие отчетности или требования к ее исправлению в предложениях Президента нет. А пока они давят до последнего предпринимателя.
Как видим, все на свете связано. Торговля территорией и промышленными активами, давление на предпринимателей – это все средство выжить, переждать мировой кризис, не проводя реформ, не меняя систему власти и регулирования экономики. Они еще не поняли, что мир быстро не выйдет из кризиса, переждать не получится. Нужны внутренние стимулы развития, не связанные прямо с мировым рынком. А чтобы понять это, похоже, нужны иные госменеджеры.
Специально для КЛ
Влад Харьковский