Госкомстат опубликовал данные о росте цен за апрель 2011г. За месяц инфляция составила 1.3%, в т..ч. продукты питания выросли на 1.5%. Выше среднего выросли цены на фрукты – 4%, овощи – 6.8%, сахар - 4%, яйца – 3.2%, электроэнергию – 15.1%, горюче-смазочные материалы (бензин) – 4.9%, автотранспорт – 3.2%, хлебопродукты – 2.2%.

 

В апреле, по мнению Госкомстата, снизились цены на телефонные переговоры – 0.1%, отопление и горячую воду – 0.5%, масло – 1.6%, подсолнечное масло – 0.8%, молоко – 2.4%, сыр – 1.1%.

 

С начала года инфляция составила 4.7%, в т.ч. продовольственные товары подорожали на 5%. Особенно подорожали хлеб и хлебопродукты (в их состав по методике Госкомстата входят гречка и прочие крупы, по ним отдельных цифр не дается) – на 8.8%, подсолнечное масло – на 6.1%, фрукты – на 15.6%, овощи – на 31%, сахар – на 8.5%, коммунальные услуги в целом на 9.2%, транспортные услуги – на 7.6%, бензин – на 26%.

 

Подешевели с начала года, по мнению Госкомстата, телефонные переговоры на 0.2%, обувь – на 0.6%, прочие животные жиры (маргарин) – на 11.6%, масло – на 2.7%, яйца – на 13.3%, сыр – на 2.5%, молоко – на 4.8%мясо – на 1.2%.

 

С апреля 2010г. инфляция составила 9.4%, в т.ч. по продовольственным товарам – 7.9%. Выше среднего выросли цены на хлеб и хлебопродукты – на 18.9%, на масло сливочное – 11.5%, подсолнечное – 16.4%, на фрукты – 13.4%, овощи – 18.5%, на алкоголь и табак – 19.3%, на коммунальные услуга – 23.6%, на автомобильный транспорт – 12.2%, на бензин – 26.8%.

 

Подешевели за год (с апреля 2010 по апрель 2011), по мнению Госкомстата, яйца – на 32%, маргарин – на 23.6%, телефонная связь – на 1.1%.

В целом, очевидно, что, по мнению Госкомстата, инфляция замедлилась. Почему же граждане этого не ощущают? Почему общее мнение – рост цен в стране ускорился? Причем, это не только субъективное мнение отдельных граждан. Эксперты также дают более высокие цифры роста цен.

Обратимся к цифрам. стоимость бензина А-95 в конце 2010г. была в среднем 7.7гр/л, в настоящее время дошла до 10.16,  т.е. на 32.5% Госкомстат дает рост с начала года 26%.

 

Еще более странная картина по овощам. Официальные данные – цены за апрель повысились на 6.8%, с апреля 2010г. – на 18.5:. Эксперты АПК-Информ дают цифры 28% за апрель и 92% с начала года (что лучше соответствует ощущениям). Фрукты официально подорожали за апрель на 4%, за год – на 13.4%. Эксперты считают, что за апрель фрукты подорожали на 8%, фрукты – на 48%, а, например, яблоки в 2.3раза, что каждый знает на своем опыте.

Поскольку по крупам Госкомстат отдельных цифр не дает, а усредняет их с хлебом, мукой и мучными изделиями, трудно оценить адекватность учета роста цен на гречку, овес и прочие крупы.

 

Анализируя ситуацию за ноябрь 2010г. КЛ уже отмечала,  что эксперты рынков дают значительно большие цифры инфляции, чем Госкомстат. Как видим, ничего не изменилось. Если тогда речь шла о подозрении, то сейчас есть уверенность в том, что данные об инфляции сознательно искажаются.

 

Как считается инфляция?

Методика расчета инфляции описана на сайте Госкомстата. Вначале отбираются товары – представители. По каждому товару по каждому региону определяется его удельный вес в потреблении. Так, например, удельный вес бензина в среднем по Украине составляет 1.573%, но по Киевскому региону – 2.283%, а по Донецкому – 0.981%.

Аналогично овощи составляют 4.382%. Представителями овощей являются капуста белокачанная, огурцы закрытого и открытого грунта и т.д, всего 16 представителей. У каждого свой удельный вес в каждой области.

 

Далее, в областных центрах и еще 113 поселениях статистические органы отбирают конкретные заведения торговли и общепита, рынки, на которых будет исследоваться динамика цен. В их список не включаются бутики, стоки и секонд-хэнды. Каждый товар в областном центре фиксируется в 9-10 местах, в других городах – в 5-6. Один и тот же магазин посещается в один и тот же день месяца, ищут товар с теми же характеристиками, той же торговой марки.

Конечно, если все это происходит случайным образом, если избранные магазины являются средними представителями заведений торговли региона, то результат должен быть точным и совпадать с ощущениями покупателей.

 

Но такая методика дает простор для манипуляций. Ведь руководитель, знающий, в каком магазине исследуется цена на какой товар, имеет все возможности эту цену подкорректировать. Для этого не надо корректировать цены на всю номенклатуру. Достаточно только на тот товар, цены на который в данном магазине учитываются для расчета инфляции.

 

В ответ на все упреки в несовпадении показателей инфляции, Госкомстат отвечает – у нас методика такая. А у Вас другая, потому и цифры другие. Конечно, точного совпадения не может быть. Но если различия в разы, кому нужна такая методика и такая статистика?

 

Как это делается в Украине?

 

Бороться с ростом цен путем корректировки показателей начало еще предыдущее Правительство Януковича. 17.10.2007г. оно издало Постанову №1222, которой определило порядок декларирования изменения цен более чем на 1% в месяц на муку, гречку, вареные колбасы, мясо, курятину, молоко, сметану, масло сливочное и подсолнечное, яйца.

 

Производитель такого товара при желании повысить его цену, должен подать в госинспекцию по ценам множество документов: калькуляцию себестоимости,  копию договоров с контрагентами, справку об объемах и рентабельности за прошлый и текущий годы, заводские стандарты, пояснительную записку с обоснованием повышения. Продавцы должны в свою очередь подавать такой же набор документов. Инспекция по ценам должна согласовать или отказать в изменении цен в течение 7 дней производителю и 2 дней – торговцу. После этого в областную администрацию подается декларация с приложением согласования. Областная организация должна его согласовать или отвергнуть в 2–х дневный срок.

 

Следующий шаг сделало Правительство Тимошенко. Постановой №373 от 17.04.2008г. оно определило перечень «объектов государственного ценового регулирования». В него вошли пшеница, рожь, ячмень, мука пшеничная и ржаная, сахар, кукуруза, сухое молоко и сливочное масло. Правительство Азарова добавило туда гречку.

 

Таким образом, на все эти товары любому магазину областная власть может не позволить повысить цены. Не надо по всей номенклатуре. Достаточно только по тем, цены на которые в данном магазине попадают в индекс инфляции. Это кроме тех возможностей, которые власть имеет в отношении каждого магазина – не дать, не разрешить, повысить и т.д. Просто до прихода к власти нынешнего Президента местная власть этими возможностями не пользовалась. Раздвоенность вертикали мешала. И показатели инфляции были более-менее объективные. Уже с 2-й половины 2010г. они стали явно отставать от ощущаемого населением и фиксируемого специалистами роста цен. Государству мало борьбы с ценами путем административных ограничений.

 

Мы уже видели, что борьба с ценами на гречку привела к исчезновению ее из продажи, к значительно более высокому росту цен на нее, чем это было бы, если бы они про нее не вспоминали. Более того, борьба с ценой на гречку повысил цены на другие крупы. На явно коррупционной основе за государственные деньги в Китае была закуплена гречка, которая пока никак не повлияла на рынок и цены.

 

Контроль над ценами не сдерживает их рост, но сильно искажает рынок.

 

Контроль над торговой надбавкой привел к тому, что торговля стала использовать посредников для хранения и фасовки товара. Чрезмерная зарегулированность рынка сахара в стране с 1990-х годов привело к максимальному падению производства этого продукта в Украине, которая ранее была мировым лидером его производства, а сегодня покупает этот продукт.

 

Медвежье вмешательство Правительства в зерновой рынок через несколько лет снизит производство зерна, в котором Украина, пока Правительство не вмешивалось, достигла показателей советских времен, и заняла 4-е место на мировом рынке. В условиях, когда привычное силовое давление не дает результата, цены продолжают расти, Правительство взялось вручную корректировать показатели. В скором времени, оно уже само не узнает, каков настоящий рост цен в стране. Так советское руководство сначала заменило в органах статистики специалистов на верных исполнителей, а потом и само не знало, что происходит с экономикой

 

Понятно, что применяемая Госкомстатом методика может работать только если:

 

- никто, включая начальство, не знает, в каких магазинах отслеживается динамика цен на какой товар

или

- все знают, в каком магазине отслеживается динамика цен на какой товар, и могут проверить адекватность данных.

 

Нынешняя же ситуация, когда исходная информация для всех секрет, кроме начальства, не позволяет определить инфляцию. Далее, показатель инфляции должен публиковаться по гораздо более широкой номенклатуре. Так. Госкомстат не дает отдельных данных по крупам, которые за год выросли в 3 раза, а скрывает их в общей группе «Хлеб и хлебопродукты».

 

В общем, методика видится простой. Во время скачков цен данные по тем группам, по которым произошел скачок, корректируются до средних уровней. Для этого власть индивидуально работает с торговыми заведениями, обеспечивая замедление роста цен на те товары, по которым рассчитывается инфляция в тех объектах торговли, в которых производится изучение. Понятно, что такие данные не обеспечивают объективной информации, а служат исключительно целям PRa.

 

Усилия Правительства по административному контролю цен и искажению статистики особенно хорошо смотрятся на фоне Программы Экономических реформ Президента Януковича на 2010-2014гг:

 

- відмова держави від адміністративного втручання в ціноутворення на сільськогосподарську продукцію

- відмова держави від будь-яких обмежень експорту сільськогосподарської продукції.

 

Хорошая это вещь, «вертикаль власти». Как цены ограничивать и запрещать экспорт – вертикаль работает. Как не вмешиваться административно в цены и не мешать экспорту – что-то с ней происходит. Не работает. В результате цены растут куда быстрее, чем официальный показатель инфляции.

 

Цены изучал Влад Харьковский