Власть добилась снижения ставок по гривневым кредитам. Объем кредитования тоже снижается. Теперь власть возьмется за объемы?

Есть такая идея, что в Украине экономика слабо развивается потому, что банки выдают очень мало кредитов бизнесу и населению т.к. ставки очень высоки. Мол, заграничные коллеги наших предпринимателей получают кредиты под 2%, а украинские - под 20%. Под такой высокий % мало кто может взять кредит, вот экономика и в депрессии.

Придя к власти Зе-команда взялась решить эту задачу. С самого начала своей каденции Президент публично требовал от НБУ снижения ставок кредитов. К сер. 2020г. от слов перешли к делу:

"На техническом уровне мы дожмем банковскую систему Украины, несмотря на то, что она у нас очень, очень, очень независима. Мы ее дожмем, и банки будут несколько не очень осторожными, выдавая кредиты нашему населению", говорил Президент в мае 2020г. на своей пресс-конференции

4июня, встречаясь с представителями туристического бизнеса, Президент снова напомнил: "Кредиты мы “додавим” в любом случае, кредиты мы все равно сделаем для населения максимум... до 5-6%, это очень сложно, мы будем туда двигаться. 10% мы сделаем”, — сказал президент."

Результатом усилий власти стала смена руководства НБУ в июле. Новое руководство снизило учетную ставку до 6% и требования к выдаче кредитов. Ослабли требования и к программе 5-7-9. Президент неоднократно убеждал, что новое руководство НБУ - такое же независимое как и предыдущее, но к его пожеланиям прислушивается гораздо более чутко. Видимо, поэтому в МВФ не верят в его независимость, и не дают кредитов.

Чего же удалось достичь? Ставки по кредитам для юрлиц, действительно, снизились. Для физлиц - не особенно.

Из графиков видно, что ставки по кредитам для юрлиц падали и весь 2019, и весь 2020г Причем, в марте-апреле 2020 они даже выросли, после чего перешли к резкому снижению, уменьшившись к октябрю в 1.5раза в сравнении с апрелем. Эти 1.5раза, видимо, результат усилий власти.

А вот ставки по кредитам физлиц выросли в сер. 2019г., а падать начали с апреля 2020г. но еще выше уровня марта-апреля 2019г. Т.е. для ФЛ никаких результатов усилий власти не видно.

А ведь Президент еще в августе рассказал о доступных ипотечных кредитах для населения под 10%

"Мы боролись в течение года. На это работали и правительство, и Офис президента, и Национальный банк, и другие банки. Сейчас есть договоренности, и они уже воплощаются в жизнь - сейчас ипотека снижена. В некоторых банках - ипотека под 10% ...  Сейчас самое главное - уже есть сигнал и примеры: люди могут и берут ипотеку под 10%", - заявил Зеленский."

Увидеть эту ипотеку в статистике сложно, НБУ, говоря об ипотеке, имеет в виду кредиты под залог квартиры, а не на квартиру.

Последние несколько месяцев НБУ опрашивает банки на предмет выданных кредитов на квартиру. Величину ставок он не приводит, а количество, по результатам опросов выросли - где-то с 300 до 400млн.грн в месяц. Действительно, ли они выдаются под 10% неизвестно.

Дело, однако, в том,  что при уменьшении ставок по кредитам юрлицам и колебании их вокруг 30-32% физлицам, объем выданных кредитов не растет, а, скорее, падает.

Из приведенных графиков видно, что объем гривневых кредитов нефинансовым юрлицам падал весь 2019г и продолжил падение в 2020-м, несмотря на рост в марте.

С гривневыми кредитам физлицам еще интересней - их объем рос весь 2019г, а весь 2020-й стоял на месте.

Как видно, рост количества ипотечных кредитов не помог увеличить кредитование физлиц в стране, поскольку НБУ говорит про 300-400млн.грн в месяц, т.е. малозаметные объемы.

Другой идеей власти увеличить объем кредитования была инициатива 5-7-9 Банки могут выдавать кредиты небольшим бизнесам под 5-9%, при этом разницу между рыночной ставкой и ставкой выданного кредита берется компенсировать государство. В некоторых случаях государство также гарантирует до 80% суммы кредита. На компенсацию ставок в бюджете заложено 2млрд.грн.

Минфин говорит, что на 10ноября по программе выдано 12.7млрд.грн кредитов. Это составляет 3% общего их объема для ЮЛ нефинансового сектора. И это не увеличило общего объема кредитования.

Потому что 72% общего количества - это рефинансирование ранее полученных займов. Уменьшение ставки стало приятным бонусом для предпринимателя, но на общий объем кредитования, а значит, и на рост экономики, это не повлияло никак. Хорошо известно, что причиной ограниченного объема кредитования является вовсе не размер кредитной ставки, а слишком высокий риск невозврата. Структура собственности заемщика оформлена так, чтобы запутать рейдеров и налоговиков, но и для банков получить сумму вклада при конфликтной ситуации становится слишком сложной задачей. Кроме того, что суды часто становятся на сторону неплательщиков, а судебные исполнители даже при наличии судебного решения, зачастую не исполняют его.

Вот почему банки кредитуют ограниченный круг лиц, в отношении которых у них есть уверенность в возможности возврата кредита. Строгие меры НБУ по контролю кредитования связанных лиц еще более ограничили возможности банковского кредитования. Размер ставки кредита в этих условиях имеет далеко не первостепенное значение, в отличие от тех стран, где судебная система справедливая, а структура собственности бизнеса - прозрачная. От тех стран, с которых необоснованно берут примеры некоторые украинские эксперты и слушающие их украинские власти.

Да, свидетели успеха правительственных программ кредитования утверждают, что падение общего объема кредитов - это не реальное, а бумажное, вызванное сокращением количества неработающих кредитов. Т.е. какое-то количество кредитов, по которым уже ничего получить невозможно, банки закрыли, отнеся непогашенную сумму на убытки. В результате объем кредитования на бумаге сократился, но это не сокращение обслуживаемых, работающих кредитов.

НБУ приводит статистику динамики неработающих кредитов в целом по всем валютам и включая финансовые учреждения. Поэтому трудно сказать, действительно ли количество закрытых неработающих кредитов обусловило общее падение гривневых кредитов нефинансового сектора?

Но сокращение % неработающих в конечном итоге не так велико, чтобы без его учета мог быть рост

Фактически, их % падал весь 2019г., стоял или даже рос в 2020-м и только с сентября начал снижаться. В то же время объем кредитов в гривне ЮЛ снижался весь 2020г. Поэтому даже после возможной поправки на уменьшение количества неработающих кредитов, никакого роста в 2020г не видно.

Достигла ли цели политика государства по развитию кредитования? Очевидно, что нет. Давление на НБУ, ссора из-за этого с МВФ, занижение ставки рефинансирования НБУ и деньги из бюджета на низкие % по кредиту - и никакого позитивного результата