Правительство и ПР спорят, чьи антикризисные проекты лучше. Каждый предлагает свои меры уверяя, что они защитят страну, избавят людей от безработицы, предприятия от закрытия. На самом деле, предлагаемое, кроме небольшого облегчения для избранных, никого ни от чего не защитит. Но дополнительно перераспределит средства в пользу чиновников.
Известно, что экономике хорошо, когда она сбалансирована. Кризис возникает в результате устойчивого нарушения равновесия на большинстве рынков. В частности, когда нет рыночных условий для роста, а участники рынка ведут себя так, будто они есть, и государство им подыгрывает. Такую ситуацию принято называть кризисом перепроизводства, хотя можно его назвать и кризисом перепотребления, виртуальной прибыли. Выход из кризиса – это восстановление равновесия на рынках.
1. Откуда наши беды?
Какое, однако, это все имеет отношения к Украине? Как у нас может быть перепроизводство, когда на рынке отсутствует большинство товаров и услуг, давно известных в большинстве стран? У нас неограниченные возможности для роста, которые еще не скоро натолкнутся на ограничения спроса и ресурсов.
К сожалению, большая часть экономики Украины была встроена в перепроизводство на мировых рынках, поставляя туда сырье и полуфабрикаты. Эти рынки наиболее подвержены кризису. Они растут при экономическом подъеме, этот рост вовремя не останавливается, рынки раздуваются сверх всякой меры и, затем, резко падают, порождая кризис.
¼ промышленной продукции Украины давала металлургия, причем 80% этого количества шло зарубеж. Еще 5% – производство аммиака, большей частью также для экспорта. Спрос на эти продукты в мире был завышенным, сразу после обвала цен на нефть он стал снижаться ускоренными темпами. Украинская экономика оказалась слишком сильно завязана на поставки полуфабрикатов мировому рынку. 40% валютных поступлений страны приносила металлургия, 8%- химия и 10% – сельское хозяйство. Металлурги давали заказы строителям, машиностроителям, конструкторам, работники всех этих отраслей получали высокую по украинским меркам зарплату, покупали товары и услуги. В июле спрос на металл был максимальным, с августа он начал падать. С тех пор экспорт Украины уменьшается на 1 млрд.$ ежемесячно. Импорт также уменьшается, но медленнее – на 700млн.$ в месяц, т.е. дефицит внешней торговли нарастает. Украину покидают иностранные инвесторы, выводя свои средства, банки должны платить проценты по взятым заграницей кредитам. Валюты становится все меньше, а потребности сокращаются медленно. В результате падает курс. С другой стороны, падает внутренний спрос, который держался на зарубежных инвестициях и высоких зарплатах металлургов и обслуживающих их отраслей. Падают поступления в бюджет.
Все эти явления очень болезненны для людей и экономики. Но ситуация всего лишь возвращается в точку равновесия.
2. Правительство дополнительно разбалансировало рынок.
Легко критиковать "раздутый пузырь" мирового фондового рынка, но ведь все благополучие Украины последних лет основывалось на нем. Правительство ничего не делало для того, чтобы изменить структуру экономики. Наоборот, власть вела яростную борьбу за доходы от мирового пузыря. Сражалась за собственность и доходы предприятий, поставляющих на экспорт полуфабрикаты, за право поставлять им сырье и топливо, продавать их продукцию. Принимались нормативные акты, дополнительно разбалансировавшие рынок.
Цены на продукцию и услуги государственных монополистов – Нафтогаза, Укрзализницы, выросли, часто выше мирового уровня. За контроль над ними идет борьба в окружении Премьера. С началом кризиса цены и тарифы уменьшили, причем для каждой отрасли отдельно, в зависимости от ее влиятельности. Летом Правительство гордилось угольными аукционами, поднявшими цену на коксующийся уголь выше мировой. В результате металлурги стали его импортировать, украинские шахты остались без сбыта. Тогда Правительство с такой же гордостью отменило аукционы в качестве поддержки металлургов. Таких дерганий рынка было слишком много. В феврале, когда цены на зерно были максимальными, его экспорт был запрещен. К началу уборки на элеваторах осталось 8млн.т. прошлогоднего зерна, новое оказалось негде хранить. В месяц страна может экспортировать не более 2.5млн.т., больше порты не пропустят, да и заказов нет. Сегодня идет экспорт по уже вдвое меньшей цене, которая продолжает падать. Правительство озаботилось элеваторами и предложило выделять им землю без аукциона, хотя перед этим доказывало, что выделение земли без аукциона – коррупция. Дергание рынка искажало его и усугубило воздействие кризиса. Роль Правительство должна быть противоположной – восстанавливать равновесие в тех случаях, когда рынок это делает медленно, с большими потерями. Как можно назвать выплату денег населению, и одновременное увеличение импорта товаров для обеспечения этих выплат? Госкомрезерв беспошлинно завозил мясо в страну, импорт его превысил уровень предыдущих лет в разы. Теперь в качестве антикризисной меры завоз отменен, а пошлины на мясо собираются повысить выше уровня, оговоренного с ВТО.
Вместо того, чтобы стимулировать реформы, власть пыталась извлечь пользу от мирового пузыря, поставить доходы от него под свой контроль. Вместо сбалансирования экономики – дерганье. Результат проявился, как только подъем на мировых рынках сменился спадом. Кризис может быть стимулом для начала реформ.
К сожалению, власть опять поступает наоборот. Она как будто считает кризис временным явлением, которое надо перетерпеть, а потом все вернется, как было. Все предпринимаемые меры направлены на помощь отраслям, пережить несколько плохих месяцев, а, заодно, повысить роль Правительства в непосредственном управлении экономикой.
Надо ясно понимать, в ближайшие годы спрос и цены на продукцию металлургии, химии не вернется на предкризисный уровень. Этот уровень был нерыночным, завышенным. Нужно приспосабливаться к новой реальности. В этой реальности страна не будет производить столько металла, в отрасли не будет работать полмиллиона человек, как сейчас, ей не нужно будет столько угля, электроэнергии, газа. Страна не сможет столько импортировать, у нее не будет столько валюты. У чиновников не будет столько ресурсов. Вот с этим, похоже, они никак не могут примириться.
3. Антикризисные мероприятия Правительства.
В ноябре Премьер встретилась с представителями основных отраслей экономики, подписав с каждым "Меморандум". На их основе разработаны проекты законов, внесенных в ВР в качестве антикризисных. Во всех этих документах предусмотрены схожие вещи.
Ограниваются тарифы на услуги госмонополий (те самые, которые весь год повышались), банки выдадут кредиты по пониженной ставке, а Правительство их компенсирует, увеличат импортные пошлины (которые весь год уменьшали), возврат НДС будет в течение 3-х дней. Правительство выделит дополнительные деньги: строителям на достройку домов, аграриям на поддержку и дотации, горнякам на поддержку угольной отрасли.
Представители тех отраслей, с которыми Премьер не встречалась, потребовали такой встречи, предложив свой вариант меморандума с требованиями денег и ограничением тарифов для себя.
Откуда у Правительства деньги на всех? Понимает ли Правительство, что таким образом, оно консервирует неверную структуру экономики? Увеличивает инфляцию? Конечно, отраслям надо помогать, чтобы они не рухнули одномоментно. Но в пределах имеющихся средств и, не позволяя жить так, будто ничего не изменилось.
Интереснее другое. Во всех меморандумах правительство предусматривает контроль цен. Если раньше цены декларировались только на товары широкого потребления, то теперь следует декларировать их изменение на руду, уголь, кокс, металл, цемент. Те, кто помнит работу Госкомцен СССР представляют, как чиновники могут регулировать цены. Госкомцен работал просто – не разрешал менять цены никому. Но если на повышении настаивал чиновник, более высокий, чем председатель комитета, то разрешал. Сегодня такого ведомства нет. Но декларирование работает таким же образом. У Вас и документы на изменение цены не примут, если за Вас не скажет слова влиятельный человек. А скажет, утвердят без проблем. А как можно проверить обоснованность цены? Любой специалист предприятия составит калькуляцию на заданную цену, обоснует ее нормами расхода. Конечно, специалист отрасли увидит завышенность этих норм, укажет на несовершенную технологию. Но где работают такие специалисты? Неужели в органах ценового регулирования? Представьте, что Вы – такой специалист. Вы пойдете работать в такой орган? Вы же там деквалифицируетесь.
От чего декларирование цены защищает экономику? От участников без чиновничьей крыши.
Второй способ регулирования цен государством – ограничение рентабельности. Производство хлеба, торговые наценки, лекарства, строительство домов – где только не применялось такое ограничение. Особенно радуют величины ограничений 5-15%, не выше. Т.е. отдавая деньги в банк, Вы претендуете на 20% дохода только за то, что отдали свои деньги. А производитель, который должен получить кучу разрешений, закупить сырье, выплатить работникам зарплату, продать товар за все это не может получить больше 15%. Банк, чтобы дать Вам 20% на Ваш депозит, выдает строителю кредит под 25% (он на резервирование и налоги потратит не меньше). Тогда строитель, имея 15% прибыли на свой объект, отдаст ее всю банку, да еще 10% от себя добавит.
Надо так понимать, что производством в стране могут заниматься только идиоты, а адекватные – контролировать их прибыль.
Что же делать?
Но ведь в стране есть деньги, они никуда из нее не делись. Люди держат их на депозите, многие забрали и не знают, как надежнее использовать. В стране есть производственные мощности и неудовлетворенный спрос. Беда в том, что деньги находятся не у тех, а мощности производят не то. Это и означает отсутствие баланса в экономике. А государство, вместо того, чтобы помочь сбалансировать, наоборот консервирует нынешнее состояние.
Вот человек хочет купить квартиру. Но у него нет 100т.$. Но ведь металл, цемент подешевели в 2-3 раза. А 40т.$ у него есть, он их снял с депозита и ищет, куда вложить. Почему же останавливается строительство? Снизьте цены адекватно снижению стоимости стройматериалов и продолжайте строить. Правительство в меморандуме со строителями прописало и снижение рентабельности строительства, и снижение цен на стройматериалы. А стройки не возобновляются. Для начала строительства надо собрать 150 разрешений в 50 ведомствах. Потом, когда Вы начнете строить, Вам могут сказать что разрешения незаконные, и все Ваши затраты официальные и теневые пропадут. От Вас на каждом шагу требуют денег местные власти, государственные монополисты и инспекции. Тот, кто сможет все это преодолеть, будет делать это за 15% рентабельности? А чиновникам платить он будет из каких денег?
А тот, кто способен построить квартиру, доступную реальному покупателю, никогда не получит нужных разрешений, или у него их заберут позже, или его остановят инспекции, или его не подключат к газу, воде, электроэнергии. Бог редко все дает одному. Вы или можете получить все нужные разрешения и обезопасить себя от наездов чиновников, или можете быстро и эффективно строить.
Почему наша продукция дороже китайской и хуже европейской? В 90% случаев негодная технология, организация производства, несоблюдение технологической дисциплины, негодный контроль качества. Даже там, где система контроля оформлена по международным стандартам, она не соблюдается. Почему? Для топ-менеджеров важнее решить вопросы с чиновниками, от этого зависит жизнь и смерть организации. Иначе она лишится земли, аренды, лицензий и квот, ее обложат штрафами, остановят работу. На соблюдение технологии сил и внимания не хватает, это уже вопрос десятого порядка. В результате Украина не может продавать свои машины и приборы никому, кроме России и арабских стран, которые при падении цен на нефть сокращают их покупку. В результате страна закупает машины и приборы за рубежом, при наличии большого числа квалифицированных специалистов для их производства.
Почему к нам не приходят мировые бренды для производства своей продукции? По той же причине. Приезжают, выясняют, что землю получить сложно и долго, разрешения займут более двух лет, а потом их могут отозвать, подключение к энергоресурсам – отдельная проблема, таможенные процедуры сложны и затратны, дороги плохие, авиарейсов мало. И уходят, выбирая другие страны.
Правительство вмешивается в цены, отношения отраслей и предприятий, хотя мало в этом понимает, только разбалансирует рынок. Оно не хочет заняться своим прямым делом – создать цивилизованные отношения на рынке, защитить право собственности. Наоборот, само грабит хуже любого рэкетира. Чиновники, выдающие и забирающие назад разрешения подвластны Кабмину. Инструкции, по которым эти разрешения выдаются, утверждает Кабмин. Организуйте европейскую систему, когда бы все документы сдавались в одном месте и через месяц разрешение (или мотивированный отказ) в том же месте выдавался претенденту. Не успели – значит согласовали. Если же окажется, что строить было нельзя, чиновник подлежит уголовной ответственности. Так делают в цивилизованных странах. Сделайте так у нас. Это будет лучшим антикризисным мероприятием, какое только можно придумать. Вместо этого Кабмин и ПР спорят, сколько денег какой отрасли дать и через какие кабинеты эти деньги пропустить. Договариваются, кто будет назначать тех чиновников, которые вымогают деньги и тянут с разрешениями.
Главная причина нашего кризиса – у нас работает не тот, кто может и умеет, а тот, кому разрешила власть. Поэтому основа нашей экономики – добыча сырья и производство полуфабрикатов, освоенное еще при СССР. Такая экономика всегда будет в кризисе, т.к. сырья у нас недостаточно, а спрос на него все время колеблется. Для перехода к европейской экономике нам нужны европейские отношения.
Во время кризиса многие ужимают свои расходы. Первыми это должны сделать чиновники.
Отказаться от системы ненужных согласований, квот, лицензий. Отвечать за свои решения, за сроки их принятия. Разрешить продажу земли, наладить быструю и надежную фиксацию прав собственности. Начать приватизацию госмонополистов, которые тянут деньги из экономики, не дают развиваться инфраструктуре.Перераспределить доходы от чиновников в экономику – главное антикризисное мероприятие.Пока, к сожалению, Правительство усиливает контроль чиновников над экономикой, увеличивая переток денег от экономики к чиновникам. Таким образом построенная экономика не вернется на докризисный уровень.