Автомобили в Украине производятся все меньше

Производство автомобилей в Украине продолжает падать, говорит Укравтопром

Падение в 2016г. особенно характерно, ведь все живые производства украинской экономики в 2016г. прекратили падать, многие начали небольшой рост. В автопроизводстве таких производителей почти не оказалось.

Исторический максимум производства автомобилей был достигнут в 2012г. - 76т.шт.

Большинство производств занимались крупноузловой сборкой, набор выпускаемых моделей был случайным, поэтому многие не пережили кризиса. Снимать пену с волны долго ведь не выходит.

Легковые автомобили составляли основную массу производимых машин. В 2012г. их было 70т.шт. В 2016г. - 4340, что на 30% меньше, чем даже в 2015г.

Единственным автопроизводителем, увеличившим производство, был Еврокар. В 2016г. он произвел 3937автомобилей против 2030 в 2015г. В каждом месяце 2016г. завод производил больше автомобилей, чем в аналогичном месяце предыдущего года.. Был перекрыт и уровень 2014г. (3649автомобилей). Однако до кризиса завод производил более 10т. автомобилей в год. Во всяком случае есть надежда, что завод, производящий автомобили Шкода и связанный с основной кампанией тесными узами, выбрал живую бизнес-модель и будет работать.

Про остальные украинские автопредприятия этого сказать нельзя. Флагман советской автоиндустрии АвтоЗАЗ выпустил лишь 403автомобиля. Продано за год было куда больше - 2758 ЗАЗов и 459 GEELY. Очевидно, в 2015г. завод выпустил больше автомобилей, чем мог продать (3624) и в новом распродавал ранее выпущенное. Фактически новое производство он начал только в октябре. В любом случае, он давно не флагман, хотя в 2012г выпустил 40т.автомобилей. Но жизненность бизнес-модели проверяется в кризис. Этой проверки завод не прошел и теперь ему остается просить Правительство о защите и поддержке.

Еще в 2014г. прекратили производство легковых автомобилей КрАС и Богдан.

Выпуск коммерческих автомобилей в 2016г. сократился в 3.25раза. Это притом. что в худшие годы кризиса оно упало куда меньше - в 1.9раза. Причина в работе основного производителя грузовых автомобилей АвтоКРАЗа. В 2014-15гг он сокращал производство незначительно, имея как экспортные заказы, так и от МО. В 2016г.все изменилось и последние полгода завод не выпускал автомобилей. Экспортные заказы кончились, а на внутреннем рынке завод продал всего 50грузовиков. Остальные производители далеко не компенсировали спада КрАЗа. Прекратили производить коммерческие автомобили Эталон и Богдан, ЗАЗ произвел 118штук (в 2015-м 229), Черкасский автобус - 5 (в 2015-м 58). Притом, что спрос в 2016-м году вырос. Ни один производитель в 2016-м не показал своей жизнеспособности.

Производство автобусов в 2016-м упало в 2.7раза до 321штуки. Все производители уменьшили выпуск.

Основным производителем остался Черкасский автобус - 198 вместо 330 в 2015-м году. Выпускает автобусы "Атаман"

Практически прекратил выпуск Эталон - 3 автобуса вместо 231 в 2015-м. Правда на заводе сообщили. что в 2016-м обновляли оборудование и в новом году планируют нарастить выпуск.

Завод в Часов Яре уменьшил выпуск с 174 (в 2015-м) до 37 Выпускает автобус Рута.

Увеличил выпуск Богдан с 54 (в 2015-м) до 78 но общее количество остается незначительным. Судя по всему, к концу года завод выиграл тендер.

АвтоЗАЗ выпустил всего 5 автобусов (в 2015-м 84).

Спад производства автомобилей в 2016-м году впервые произошел на фоне роста продаж. Просто покупали импортные (и частично - со складов выпущенные в прошлые годы)

Количество зарегистрированных легковых автомобилей увеличилось за год на 40.9%, а производство уменьшилось на 30%. При этом продано автомобилей в 15раз больше. чем произведено. Понятно, что большинство продаваемых моделей в стране не выпускается. Но выросли продажи и недорогих марок. Даже ВАЗов продали в 1.5раза больше.(1533 против 1000 годом ранее). А продажи ЗАЗа и GEELY наоборот, уменьшились. Продажи Шкоды почти удвоились, эта ТМ теперь на 4-м месте по количеству 1-х регистраций.

Та же ситуация с коммерческими автомобилями. Продажи выросли на 62%. При этом украинских марок практически не покупают. ЗАЗ - 218шт., КрАЗов 50. Российские и белорусские покупают куда охотней. ГАЗов куплено 930 (рост на 63.4%)., МАЗов 321 (рост 9.2%), УАЗов 146 (рост в 2.2раза), КАМАЗов 100 (рост в 2 раза). Да и с китайским FOTON (рост продаж в 3 раза) украинские производители могли бы конкурировать. Очевидно, даже рост рынка им не на пользу.

То же касается и производителей автобусов. Просто тут спрос в основном формируется госзакупками, на которых побеждают, судя по всему, российские производители. Так ПАЗ стал основным поставщиком автобусов в Украину 401 автобус против 37 в 2015-м.ГАЗ, УАЗ и МАЗ в сумме поставили 112автобусов против 91 в 2015-м. Украинских марок АТАМАН, Рута, Богдан и Эталон продали 594 автобуса против 405 в 2015-м, но основной рост у Богдана, Рута и Эталон сократили продажи.

В последнее время предпринимаются определенные действия по "защите украинских автопроизводителей". Есть разные мнения, полезна ли такая мера в принципе. Однако украинским автопроизводителям защита явно бесполезна. Если они не могут увеличить производство при растущем внутреннем рынке, проигрывают конкуренцию далеко не самым лучшим моделям из постсоветских государств, то речь следует вести о качестве их работы, привлекательности выпускаемых автомобилей и эффективности бизнес-модели (крупноузловой сборке всего, о чем удастся договориться), а не о "защите" неэффективного и нежизнеспособного.