Почему страны бывшего СССР стонут от непомерных налогов, почему даже на демократическом Западе уклонение от налогов растет, а борьба с ним становится все ожесточеннее?
Государство стало слишком большим. Оно оказывает все больше услуг, а значит, съедает все больше налогов. Граждане все больше полагаются на государство и все меньше могут и хотят его контролировать. Налоги стали превращаться в дань даже в либеральных западных странах, без кровавых диктаторов и иностранных завоевателей. В постсоветских то, что называется налогами, никогда не было ими на самом деле.
Украинские проблемы с налогами – признак несвободного общества.
На нашей территории не было налогов. Их не было в Российской Империи, когда основным податным сословием были рабы – крепостные крестьяне, а государству принадлежали огромные земли и монополии. Их не было в СССР, когда государству принадлежало все. И в независимой Украине налогом по традиции назвали привычную дань. Ее по форме сделали похожей на европейские налоги. Но, по сути, оставили данью. Просто потому, что люди не знали, как бывает по-другому.
Каждый платит то, от чего не может уклониться.
Каждый получает от бюджетного перераспределения то, что смог ухватить.
Это – свидетельство того, что Украина – недогосударство.
Такое состояние Украины определяется не названием государственных институтов, а качеством их работы, не содержанием конституции и кодексов, а отношением самих людей к своим правам и обязанностям.
В частности, люди, которые не интересуются, на что тратятся собранные у них налоги, а по своей наивности надеются от них уклониться, не являются свободными гражданами. Власть в таком государстве неотличима от иноземных захватчиков. Налоги в таком обществе неминуемо превращаются в дань.
Власть устанавливает и тратит налоги по своему желанию
Заплати налоги и спи спокойно» - лозунг завоевателя, обложившего население данью. Риторика налоговиков «мы привлекли в бюджет ххх млрд.гр.» - похвала баскаков, а не чиновников европейской страны. Не гражданин заплатил, а налоговик из него выдавил.
Бюджет принимается в последние годы через день после внесения в ВР сразу в 3-х чтениях. Там вводятся новые налоги или увеличиваются ставки старых, отменяются льготы. Никто ничего не обсуждает.
Население налогами не интересуется - ни величиной, ни использованием.
Люди, в большинстве своем не знают, сколько они заплатили налогов. Этому потворствует система уплаты. Налоги, которые, в конечном счете, оплачивает население, в бюджет переводят предприятия – юридические лица.
Основные налоги – НДС, таможенные платежи, акцизы взимаются с покупателя в цене товара. НДС указывается в чеке, но их большинство покупателей обычно оставляют кассиру. Сколько уплачено таможенных сборов при покупке импортных товаров, сколько акцизов при покупке алкоголя, табака, воды, бензина негде узнать.
Подоходный и социальный налоги с зарплаты работника перечисляет в бюджет его работодатель – в точности как помещик перечислял в казну налоги своих крепостных – наша налоговая ничего нового не придумала.
Европеец говорит, обращаясь к чиновнику, «я – налогоплательщик требую … » Украинец никогда так не скажет, да он и не знает, сколько он заплатил налогов. А чиновник такой фразы не поймет.
Сколько Вы уплатили налогов? Неинтересно. Сколько не удалось скрыть.
Как расходуются уплаченные Вами налоги? Неинтересно. Ясно, что воруют.
Только зависимый человек не интересуется, что делает завоеватель с взятой у него данью.
Современное демократическое государство возможно, если люди способны к самоорганизации, к активному установлению, уплате и контролю использования налогов.
Иначе возможна только имитация.
Налоговые проблемы развитых стран.
В развитых странах с каждым годом ужесточается проблема налогов. Правительства предпринимают все более жесткие меры против уклоняющихся от уплаты, а сумма уклонений растет. В борьбе с неплательщиками западные правительства переходят грань, отделяющую свободные государства от авторитарных. Игнорируется банковская тайна . Правительства доходят до того, что покупают данные о счетах налогоплательщиков у работников банка, поощряя должностные преступления. Ведется неприкрытая война с оффшорами.
Общественное мнение западных стран осуждает уклонение от уплаты налогов, а граждане, составляющие это самое общество, все активнее пользуются различными схемами такого уклонения.
Почему?
Потому что объем изымаемых налогов стал слишком велик. Теоретически соглашаясь с его необходимостью, гражданин в реальной жизни не может согласиться с такой его величиной и ищет пути уменьшения.
А с чем связана растущая величина налога? С растущим объемом государственных услуг. Когда от первичных услуг либерального государства: защиты жизни, фиксации и охраны прав собственности государство перешло к обеспечению таких услуг, которые люди ранее обеспечивали себе сами и вполне могли бы обеспечивать и дальше (образование, здравоохранение, качество продуктов и многое другое), далеко не все оказались с этим согласны. Но не в силах повлиять на общественное мнение, они по факту корректируют размер выплат до приемлемого для них значения. Только в США общество смогло возмутиться навязыванию ему обязательной медицинской страховки. В большинстве же западных стран общество согласилось с таким навязыванием, но люди в одиночку ищут пути минимизации выплат.
Получается интересная вещь – чем больше государство берет на себя новых функций, чем больше облегчает жизнь людям, тем больше вынуждено собирать налогов, тем слабее становится демократия, тем меньше возможность человека публично повлиять на принимаемые решения, а значит, тем больше налог превращается в дань, от которой уклоняются и которую выбивают.
Иного пути, кроме как сокращения государства и уменьшения бюджетного перераспределения, нет и у западного общества.
Тем не менее, Запад остается примером для Украины в отношении к налогам.
Несмотря на растущие дефекты западной налоговой действительности, величина и использование налогов в этих странах остаются в центре общественной дискуссии.
США: Уже вторые президентские выборы среди главных вопросов предвыборной дискуссии являются налог на богатых и медицинская реформа.
Германия: Главным вопросом дискуссии между ХДС и СДПГ является величина НДС.
У нас же такого нет в помине. Все обещают уменьшить налоги и увеличить выплаты из бюджета, не стесняясь того, что одновременно это невозможно. Предложения по балансировке бюджета фантастичны и неконкретны. Никто подробностей не требует.
Наивные люди пытаются уклониться от налогов.
Человек – существо общественное, а раз есть общество, есть и общественные расходы. Государство всегда возьмет деньги на эти расходы (и на свое существование), вопрос только в том, как, зачем и сколько. Чем активней люди участвуют в решении этих вопросов, тем цивилизованней, меньше и с большей пользой.
Чем больше люди пытаются уходить от налогов, тем больше государство их взимает беззаконно и незаметно для людей.
Прямое принуждение к выплате заданной суммы, непризнание налогового кредита, эмиссия, выплата своих долгов векселями и т.д. Можно брать не деньгами, а работами – под угрозой отмены разрешений заставить ремонтировать дорогу, оплачивать транспорт и т.д. Т.е. вместо современных налогов вводить средневековый принудительный труд и натуральные выплаты.
Особенно удивляют люди, считабщие себя свободными, т.к. их ни к чему не принуждают. "Это же каких-то предпринимателей заставляют ремонтировать дороги, оплачивать "поляны" начальства". Правда, предприниматели отыгрываются на покупателях. Ухудшается качество товаров и услуг, растут цены. Некоторые просто уходят с рынка. Предпринимателю есть на ком отыграться. Все оплачивает тот, кому отыграться не на ком - конечный покупатель.
В условиях беззакония больше берется у тех, у кого легче взять.
Вы окажетесь ловчее соседа – у Вас возьмут меньше, а него больше. Сосед удачливее – у Вас возьмут больше, чем у него. Человеку свойственно считать себя хитрее других. Поэтому, чем больше Вы с соседом уклоняетесь от уплаты, тем меньше замечаете, как у Вас эти налоги вынимают.
Важнее не налоги, а расходы государственного бюджета.
Никакие правильные системы уплаты налогов и хитроумные схемы ухода от них не уменьшат сумму изъятий, т.к. государство под свои нужды все равно возьмет свое. Поэтому главная задача – уменьшить нужды государства.
9.5млрд.гр наших налогов идут на компенсацию цены угля государственных шахт. Пенсионный сбор на мобильную связь, покупку ювелирных изделий, транспорта, недвижимости даст бюджету вдвое меньше - 4.3 млрд.гр
Суммарный бюджет Украины и ПФ (за вычетом переводов из бюджета в ПФ) составляет 616млрд.гр (план 2013г.).
Из них социальные расходы – 312млрд.гр или более 50%.
Все ли они оправданы?
Ни по одной из них не было национальной дискуссии, какие в таких случаях проходят в западных странах.
90млрд.гр выделено на образование.
Правильно ли финансировать из бюджета такое количество вузов? Более богатые страны себе такое не позволяют. При этом вузы бедные, преподаватели работают за копейки с повышенной нагрузкой. Может не нужно их столько?
А среднее образование, после которого родители оплачивают репетиторов для подготовки к ЕГЭ? Может не нужно из бюджета в таком объеме его оплачивать?
Эффективно ли расходуются 14млрд.гр. на охрану общественного порядка?
А расходу на экономику, из которых почти половина (9.5млрд.гр) – это компенсации цены угля государственным шахтам/ Частные шахты таких компенсаций не получают. При этом государство ограничивает импорт угля. Население несет двойной урон от такой политики. Ни дискуссий, ни протестов.
Для сравнения, судебный сбор дает бюджету меньше 1 млрд.гр. Пенсионный сбор на мобильную связь, на покупку ювелирных изделий, автомобилей, недвижимости дает в 2 раза меньше - 4.3млрд.гр Может отменить эти взносы и не дотировать цену угля? Или уменьшить за ее счет ЕСВ на 2%?
Нужно ли брать кредиты, если только проценты по ним приходится выплачивать денег больше, чем идет на охрану порядка и суд.
Расходы на пенсионное. бытовое обеспечение нынешних и бывших чиновников, депутатов, судей берут и бюджета не большие деньги, но аморальны по своей природе. Они самим фактом своего существования превращают налоги в выплату дани номенклатуре.
Таблица Расходы бюджета 2013г (план) млрд.гр.
Наименование статьи | Сумма |
Социальные расходы | 312 |
Образование | 90 |
Медицина | 55 |
%% по кредитам | 37 |
Охрана порядка, суд | 34 |
Госуправление | 31 |
Экономика | 22 |
Оборона | 15 |
Культура и спорт | 13 |
ЖКХ | 5 |
Экология | 2 |
Где-то порядка 150млрд.гр бюджетных расходов оплачиваются за счет предприятий. Конечным плательщиком остальных 450млрд.гр являются граждане. В Украине 25млн. экономически активных граждан. Если вычесть 5млн. гастарбайтеров (которые в Украине ничего не покупают и доходов не имеют), получается, что каждый ежемесячно платит в бюджет порядка 2000гр. И за счет этих налогов, взимаемых при получении зарплаты или при покупке товаров (услуг), финансируются и пенсии, и стипендии, и льготы, и субсидии, и дотации на уголь и все остальное. Если кто-то заплатит меньше, значит, кто-то больше.
Налогоплательщики должны признать все эти расходы обоснованными, и тогда платить без уклонения. Или решать, что сократить.
А плательщикам дани все это неинтересно.
Надежда – «расходы увеличить, только не за мой счет» – это, во-первых, иллюзия, во-вторых – согласие с зависимостью.
А что же желать с налогом?
Прежде, чем обсуждать подробности, следует определиться с принципиальными вещами:
Каждый должен сам платить свой налог.
Необходимо убрать «налоговых агентов», которые перечисляют налоги в бюджет вместо людей. Каждый должен знать, сколько прямых налогов он платит, сам заполнять налоговую декларацию и сам перечислять деньги.
Уменьшить до минимума косвенные налоги – НДС, акцизы. Следовало бы дифференцировать ставки НДС, как это сделано в большинстве стран. На товары массового потребления бедных слоев (бюджетников, пенсионеров) НДС можно было бы убрать в принципе, это часто перекладывание государственных денег из кармана в карман. Вместо овощей и фруктов НДС можно было бы сохранить при продаже крупных, дорогих, статусных товаров. В стоимости каждого товара следует указывать не только НДС, но и все остальные косвенные налоги. Люди должны брать чеки и указывать эти суммы в своих налоговых декларациях.
Система налогообложения предприятий должна быть упрощена. И для некорпоративного сектора (т.е. кроме банков, крупных АО) вообще не требовать предъявления бухгалтерской документации. Основной налог должны платить граждане и корпоративный сектор. По сути они и так его платят. Только по сложным схемам с тотальным контролем налоговиков. Чем прозрачней и проще система уплаты, тем легче перейти от выплаты дани к уплате налога.