rss
Сколько у нас нетрудоспособных? PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
30.07.2016 17:44

Налоговая нагрузка на трудящихся украинцев запредельная. При низкой производительности труда невозможно отдавать половину созданного для перераспределения. Но этой половины в действительности очень мало для выполнения обязательств государства. Для армии и образования, охраны порядка и здравоохранения, социальных выплат. Естественно желание найти неэффектвиные расходы государства и убрать их. Среди таких все большее количество активистов рассматривают социальные выплаты, особено те, что финансируются из единого социального взноса (ЕСВ). Его завышенная сумма не позволяла развиваться трудоемким сферам экономики. В 2015г. взнос уменьшили с 41 до 22% от размера зарплаты. Всеравно много, но выпавшие доходы покрывает бюджет. Естественно делание найти источник неэффективных и даже не законных выплат.

 

Один из объектов внимания - фонд страхования от несчастных случаев. Он платит возмещение в случае утраты здоровья (полного или частичного) в результате травм или профзаболеваний на производстве. Это могут быть разовые выплаты, постоянные (ежемесячные), а также выплаты родным в случае смерти потерпевшего. Часть средств идет на реабилитацию потерпевших. Но основные средства - это ежемесячные выплаты тем, чье заболевание признано постоянным. Люди получают эти выплаты, зачастую, много лет, вплоть до получения общей пенсии, выздоровления или, наоборот, смерти. Многие люди из собственного опыта знают примеры того, как за деньги кто-то получил статус пострадавшего не имея для этого оснований. Отсюда желание разобраться, нет ли в расходах фонда временной нетрудоспособнсти источника экономии бюджета?

 

Итак, все расходы фонда в 2015г. составили 7.1млрд.грн. Административные из них - 0.4млрд.грн., остальные - выплаты пострадавшим и их реабилитация. Эти деньги получили 221.5 постарадавших. Столько их сегодня в Украине. Из них ежемесячные выплаты получали 209.9т.чел - данные на 1.1.2016г.

 

К сожалению, Фонд не предоставил данных распределения пострадавших по количеству лет получения выплат. Тем не менее можно исследовать динамику количества пострадавших по годам - с 2001г., когда фонд был создан в нынешнем своем виде, до сегодняшнего дня.

Из приведенного графика видно, что по мере подъема экономики, особенно ее отраслей, свзяанной с добычей сырья, энергоресурсов, их первичной переработкой, количество травмированных ежегодно росло. В 2001-4гг количество пострадавших выросло с 274 до 316т.чел.  Именно шахты, заводы с вредным производством (металлургические, цеметные), стройки дают основное количество пострадавших. Эти отрасли испытывали буйный рост как раз с 1999 по 2004г., когда остановившиеся в начале 1990-х мощности вновь пускали в строй. Далее производство стабилизировалось до кризиса 2008г. и начало потихоньку сокращаться. Вместе с ним стабилизировалось и начало сокращаться количество пострадавших. В в 2006-9гг. количество пострадавши жостигло пика и дердалось на уровне 319т. , кК началу 2014г. количество сократилось до 305т.чел. Соответственно, падало и количество получающих ежемесячные выплаты - с 299 до 288т.чел. Далее произошел резкий спад количества получающих помощь, связанных с кризисом и выпадением части территории Украины из-под реальног контроля украинской власти. Но в 2015г. количество получающих выплаты снова резко сократилось - с 260 до 221.5т.чел, а ежемесячнцю помощь - с 245.5 до 210т.чел.

 

Следует заметить, что сокращение продолжается, в 1-м квартале 2016г количество получающих ежемесячную помощь еще сократилось до 207.3т.чел.

 

Происходит реальное сокращение количества пострадавших. Если в 2014г. стойкую потерю трудоспособности установили у 8754 пострадавших, то в 2015 - только у 4073, а в 1-м квартале 2016г. - у 895 постарадавших.

 

Так, например, в 2012г. на производстве было травмировано 13313чел, в т.ч. 1766 со смертельным исходом.  Треть этих травм произошло в горнодобывающей отрасли. В том же году профзаболевания получили 5612чел.

 

А в 2015г. на производстве было травмировано1592чел. в т.ч. 360 со сметрельным исходом. Добывающая промышленность по-прежнему в лидерах, но на нее приходится менее 21% всех случаев. И профзаболеваний стало меньше - 1764. В сравнении с 2012г. уменьшение в разы. Но и в сравнении с 2015г. также уменьшение на 8% по несчастным случаям на 35% по профзаболеваниям. Следует уточнить, что не все указанные случаи реально произошли в 2015г. , часть произошли ранее. а в 2015г. бьыл составлен акт (с опозданием).

 

Таким образом, резкое уменьшение количества пострадавших произошло в 1-ю очередь из-за уменьшения производства и добычи, связанных с кризисом, кроме того в статистике, конечно, не учитываются те случаи. которые происходят на неподконтрольной Украине территориях. Но следует заметить, что с 1.1.2015 до 1.1.2016 неподконтрольные территории расширились незначительно, а количество выплат уменьшилось существенно.

 

Как повлияли на количество пострадавших факт поетри контроля над частью территорий? Для сравнения можно взять распределение пострадавших по областям - на 1.1.2014г. и на 1.1.2016

 


Из сравнения видно, что потеря крымских пострадавших не повлияла на статистику - их было всего 3577человек и еще 552 в Севастополе. 5 из них на 1.1.2015 продолжали получать помощь в Украине.

 

А вот сокращение количество получающих помощь в Донецкой области со 105 до 50т.чел. повлияло существенно. В эти 50т. входят почти 20т. внутренне перемещенных лиц. В Луганской области количество получающих помощь сократилось с 55.7 до 10.5т.чел. В эти 10.5т входит 7т. внутренне перемещенных лиц. Ведь практически все шахты Луганщины (вместе с пострадавшими) остались на захваченной территории области.

 

Но внутренне перемещенные лица находятся ен только на территории Донбасса.

 

Так 9т. уехали с Донбасса в Харьковскую область, где и получают помощь . В результате общее количество получающих помощь в Харьковской обалсти выросло с 8677 до 17580чел.

 

Еще 2700человек уехали в Днепропетровскую область, в результате количество получающих помощь в этой области выросло с 36268 до 38475чел.

 

В Запорожскую область уехали 3.5т.пострадавших, в результате общее количество получающих помощь в области увеличилось с 8240 до 11455чел.

 

В Киев переехало 2т.пострадавших Донбасса, в результате общее количество получающих помощь  в Киеве увеличилось с 5316 до 7025чел.


Таким образом, за счет отсутствия контроля украинской власти над частью терриории Донбасса количество пострадавших, получающих выплаты уменьшилось, но не на 100т. (уменьшение получающих выплаты в 2-х областях), а, где-то тысяч на 60. Но сокращение продолжается за счет резкого сокращения травматизма на сокративших производство шахтах, предприятиях и стройках. Стоит отметить Львовскую область - на ее территории также есть немало угольных шахт, количество получающих выплаты увеличилось с 15553 до 15984чел.

 

Что касается бюджета фонда, то он в 2015г. был даже несколько ниже, чем в 2013, но выше, чем в 2014. Количество пострадавших уменьшилось, но в 2015-м была проведена индексация выплат, а в 2014-м не  было.

 

Какой вывод из приведенной статистики?

 

Нет сомнений, что кто-то из 200т. получающих помощь, получает ее незаконно и выявить нарушение необходимо.

 

Но на расходы бюджета это существенно не повлияет. У Украины десятки миллиардов гривен дефицит бюджета. А экономия на выявленных нарушениях никак не превысит 1млрд.грн. Потому что распределение количества пострадавших строго соответствует распределению украинской тяжелой и добывающей промышленности. Т.е. абсолютное большинство получающих выплаты, с высокой долей вероятности, действительно, работали на вредных и опасных производствах.

 

При этом резко сокращается количество новых пострадавших - по мере сокращения производства в добывающих и вредных для здоровья отраслях, а также из-за того, что большое количество шахт и вредных производств находятся на неконтролируемых украинской властью территориях.. Что тоже вполне логично.

 

А вот реформа в данной отрасли давно назрела. Потому что когда все производства были государственными, то и возмещение вреда здоровью было на государстве. Но эти времена прошли. Сегодня работники шахт, заводов и строек приносят прибыль частным владельцам этих объекторв и эти частные владельцы должны заботиться о страховании вреда, а не государство. Поэтому, государственных псевдостраховой фонд должен быть распущен (тем более, количество пострадавших каждый год уменьшается), работодатели должны сами страховать ответственность и здоровье работников, и тот фонд, в котором застрахуют, и должен выплачивать страховку в случае несчастного случая.

 

Социализм кончился, а соазданные при нем практики и учреждения продолжают свое существование, что приводит к разбазариванию средств и неэффективности. И фонд страхования от несчастных случаев - один из ярких примеров того.

 

Оновлено 18.08.2016 19:02
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить