rss
Варварская правда | Печать |
Дайджест
01.11.2011 17:37

В ноябре парламент может во втором чтении утвердить законопроект №9221 от 27.09.11 г. “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности)”.

Законопроект не смягчает ответственность за экономические преступления, а наоборот, ужесточает ее. Ведь очевидно, что подавляющее большинство украинцев будет не в состоянии оплатить штраф в 850 тыс.грн

 

Законопроект ввиду чрезвычайно большого разрыва между нижним и верхним порогами штрафов создает благоприятную почву для коррупции, в частности для злоупотреблений со стороны судов.

 

БИЗНЕС №44(979) от 31.10.2011 Каменев Максим Владимирович

 

В начале октября нынешнего года сотрудники столичной милиции обнаружили подпольное казино в гостинице “Премьер-Палас”. Согласно официальному сообщению ГУ МВД в г.Киеве, “в настоящее время по факту решается вопрос о возбуждении уголовного дела”.

 

Казино в Украине официально запрещены, а организация подобного бизнеса карается согласно п.2 ст.203 Уголовного кодекса (УК). Таким образом, организаторы казино в столичной гостинице могут быть оштрафованы на 170-850 тыс.грн. (10-50 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан; нмдг). Если проштрафившиеся предприниматели решат повторно вложиться в игорный бизнес, то им “светит” 5 лет лишения свободы.

Радость игры

Впрочем, уже в ближайшее время ситуация может измениться, и владельцы подпольных казино смогут не опасаться заключения. В ноябре парламент может во втором чтении утвердить законопроект №9221 от 27.09.11 г. “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности)”.

 

Суть документа — за экономические правонарушения наказывать не лишением свободы, а штрафами. Законопроект предусматривает исключение из Уголовного кодекса 16 видов экономических преступлений. В частности, контрабанды товаров, уклонения от возврата выручки в валюте, незаконных действий в случае банкротства и др..

 

Эти правонарушения предлагается классифицировать как административные и, соответственно, наказывать за их совершение в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях. В то же время еще около двух десятков экономических преступлений по-прежнему будут классифицироваться как уголовные, но ответственность по ним будет смягчена. Речь идет о занятии запрещенными видами хозяйственной деятельности, уклонении от уплаты налогов и сборов, нарушении правил осуществления операций с металлоломом и др.

 

Например, повторное привлечение к ответственности владельцев казино будет чревато штрафом в 680-850 тыс.грн. и конфискацией игрового оборудования. И только если подсудимые не смогут выплатить предписанный штраф, суд вправе назначить им наказание в виде лишения свободы. В таком случае они рискуют провести за решеткой до 12 лет.

Таможенные ожидания

Нынешнее предложение заменить меру пресечения за экономические правонарушения денежными штрафами не ноу-хау: монетизация наказаний — распространенный прием, который государство с незапамятных времен использует для увеличения доходов казны.

 

Еще в начале VI в. принцип замены физических наказаний уплатой штрафов был зафиксирован в первых правовых кодексах варварских государств, созданных на территории бывшей Римской империи, например, в “Салических правдах”. Неизвестно, знакома ли украинская власть с нормами законов феодальной эпохи, но мыслит она, похоже, в подобном ключе.

 

Так, Игорь Калетник, глава Государственной таможенной службы, уже заявил, что декриминализация статей за контрабанду позволит увеличить доходы в бюджет по этой статье вдвое. По его данным, за 8 месяцев 2011 г. оценочная стоимость конфискованных по статье “контрабанда” предметов составила 299 млн грн. Как известно, реализация конфискованной контрабанды — дело не быстрое. “Если бы штрафы соответствовали 100%-ной стоимости конфискованного товара, то в бюджет поступило бы 597 млн грн., т.е. в два раза больше”, — сказал г-н Калетник.

Законопроект №9221 в парламент направил Президент Украины Виктор Янукович, и, по информации БИЗНЕСа, над текстом документа трудились сразу несколько групп экспертов — в первую очередь сотрудники Администрации Президента (АП) во главе с Андреем Портновым, руководителем Главного управления по вопросам судоустройства в АП. Помимо этого была привлечена рабочая группа, созданная по инициативе вице-премьер-министра Сергея Тигипко.

Как рассказал БИЗНЕСу Александр Банчук, член этой рабочей группы, изначально АП и Кабмин параллельно готовили каждый свою редакцию законопроекта о декриминализации. “Мы даже не знали, что в АП тоже идет работа над аналогичным документом. Выяснилось это абсолютно случайно. После этого г-н Тигипко договорился с г-ном Портновым об объединении наших усилий. В итоге мы направили в АП свой вариант законопроекта, а они включили большинство его норм в свой вариант”, — сказал г-н Банчук.

 

Что касается предложения народного депутата от “БЮТ — Батьківщина” Наталии Королевской о декриминализации ст.205 УК “Фиктивное предпринимательство” и ст.209 УК “Легализация доходов, полученных преступным путем”  то в законопроекте №9221 предлагается всего лишь смягчить ответственность по ним — штрафовать, а не “сажать”.

 

По словам г-на Портнова, все правонарушения, фигурирующие в законопроекте №9221, объединяет одно: за последние годы по ним регулярно возбуждались уголовные дела, но крайне редко выносились судебные решения.

 

“Показательна статистика нарушений, которые классифицируются как “незаконные действия в случае банкротства”. За последние шесть лет по этой статье не было ни одного заключенного. В то же время правоохранительные органы неоднократно возбуждали уголовные дела, которые не доходили до суда и применялись для давления, как правило, на инвестиционную среду”, — отметил г-н Портнов.

 

Наиболее резонансное предложение властей — введение наказания в виде штрафов за контрабанду. Такой шаг г-н Портнов объясняет неэффективностью нынешних методов борьбы с этим видом правонарушений. В Администрации Президента подсчитали, что за последние годы борьба с контрабандой приносила в государственную казну не очень значительные средства. В частности, по данным г-на Портнова, в 2009 г. таможенники возбудили по факту контрабанды 318 дел, в результате которых в госказну поступили 1,5 млн грн.

 

Схожая ситуация наблюдалась и в прошлом году, а за 8 месяцев нынешнего года было возбуждено 263 уголовных дела, но деньги в госказну в связи с этим еще не поступали. Чтобы исправить это “недоразумение”, авторы законопроекта №9221 предлагают штрафовать контрабандистов. Причем, если в действующей редакции УК максимальный штраф за такое преступление установлен в размере 1,7 тыс.грн., то в законопроекте предлагается рассчитывать его исходя из стоимости контрабанды (которая, как и сейчас, изымается в пользу государства).

 

Не обессудьте

Эксперты и оппозиционные депутаты скептически оценивают перспективы увеличения наполнения бюджета за счет “контрабандных” штрафов. “Если сейчас, чтобы избежать ответственности за контрабанду, необходимо договариваться с судьями, то после принятия законопроекта “вопросы” будут решаться исключительно на таможне”, — сказал БИЗНЕСу Сергей Терехин, первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики.

 

Показательно, что ожидаемая корректировка уголовного законодательства не нашла отражения в проекте Госбюджета-2012. Так, поступления по статье “доходы от продажи имущества, конфискованного по решению суда” (в которой учитываются и средства от реализации контрабанды), в следующем году ожидаются в размере 49 млн грн. Для сравнения: в нынешнем году по этой статье власти рассчитывают выручить 46 млн грн. Эти показатели контрастируют с цифрами, которые анонсировал г-н Калетник.

 

Если введение штрафов вместо лишения свободы эксперты в целом оценивают положительно, то размеры этих штрафов они подвергли критике. Любопытно, что, по словам г-на Банчука, нормы о размере предполагаемых штрафных санкций появились в документе по инициативе Администрации Президента.

 

"Законопроект называется “о гуманизации ответственности…”, но размеры штрафов увеличиваются с нынешних, например, 17-34 тыс.грн. до 850 тыс.грн. Таких штрафов в истории нашей страны еще не было”, — сказал г-н Банчук.

 

Следует отметить, что, по мнению председателя Комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Виктора Швеца, принятый за основу в первом чтении законопроект ввиду чрезвычайно большого разрыва между нижним и верхним порогами штрафов создает благоприятную почву для коррупции, в частности для злоупотреблений со стороны судов.

 

“Фактически формируется следующая схема: после корректировки законодательства в соответствии с предложениями Президента каждая область получит соответствующую разнарядку — сколько штрафов должно поступить в бюджет. И это будет существенным вкладом в формирование доходной части бюджета страны”, — пояснил г-н Швец.

 

Кроме того, эксперты обращают внимание на то, что в законопроекте предлагается внести изменения в ст.53 УК. В новой редакции указано, что в случае невыплаты штрафа суд может заменить меру пресечения и лишить нарушителя свободы на срок до 12 лет. “Таким образом, впору говорить о том, что законопроект не смягчает ответственность за экономические преступления, а наоборот, ужесточает ее. Ведь очевидно, что подавляющее большинство украинцев будет не в состоянии оплатить штраф в 850 тыс.грн.”, — сказал БИЗНЕСу Любомир Дроздовский, партнер юридической фирмы D&U Partners (г.Киев; с 2006 г.; 6 чел.).

 

Еще одно нововведение, предусмотренное в законопроекте, — изменение классификации преступлений с учетом внедрения новых штрафов. Так, в ст.12 УК предлагается зафиксировать, что правонарушения, за которые предусматривается штраф в размере 3-10 тыс. нмдг, будут отнесены к категории средней тяжести. Наказание в виде штрафа в размере
10-25 тыс. нмдг будет применятсья за тяжкие преступления, а 50 тыс. нмдг — за особо тяжкие.

 

Подобная инициатива чревата тем, что совершенное повторно экономическое правонарушение (например, организация казино) будет расценено как особо тяжкое. В таком случае, отмечает г-н Дроздовский, срок погашения судимости за данное преступление будет составлять 8 лет (ст.89 УК), в то время как сейчас не превышает 3 лет.

 

Крупный интерес

 

Помимо радужных перспектив для судов и таможенников корректировка законодательства может облегчить жизнь крупному украинскому бизнесу. Так, Дмитрий Атаманчук, управляющий партнер юридической фирмы GR&BM Consulting (г.Киев; с 2009 г.; 8 чел.), отмечает, что декриминализация сразу трех статей УК отвечает интересам крупного бизнеса. По его словам, в первую очередь речь идет о ст.208 “Незаконное открытие или использование за пределами Украины валютных счетов”.

 

Как известно, многие крупные корпорации открывают офшорные фирмы, оформляют на их мнимых владельцев валютные счета, на которых накапливается валютная выручка от внешнеэкономических контрактов украинских заводов. Реальными владельцами таких фирм являются олигархи, связанные с политиками крупные промышленники. Средний и мелкий бизнес такими сложными схемами не пользуется”, — сказал г-н Атаманчук.

Схожая ситуация и с анонсированной декриминализацией ст.234, 235 УК, которые касаются приватизации государственного имущества. “Отмена уголовной ответственности по этим статьям позволит защитить права тех, кто успел приватизировать предприятия раньше”, — пояснил юрист. Впрочем, штрафы вместо “сроков” за незаконную приватизацию еще могут пригодиться — например, если кто-то попытается провести ревизию нынешней приватизации.

По словам г-на Швеца, ко второму чтению документ будет существенно доработан. “Сейчас завершается работа по согласованию будущих правок законопроекта. Прежде всего изменениям подвергнутся размеры штрафов. Их необходимо существенно уменьшить”, — сообщил БИЗНЕСу г-н Швец.

В свою очередь, г-н Банчук сомневается, что окончательная редакция законопроекта будет существенно отличаться от нынешней. Не поможет даже то, что профильный Комитет парламента возглавляет представитель оппозиции, который постарается, чтобы “на выходе” из его комитета в законопроекте содержались правки с обещанным им уменьшением штрафов.

“Но у провластных фракций будет возможность вернуть законопроекту нынешний вид за счет внесения изменений в документ прямо в сессионном зале”, — прогнозирует г-н Банчук.

 

Декриминализируемые статьи Уголовного кодекса Украины:

 

Статья 201. Контрабанда
Статья 202. Нарушение порядка занятия хозяйственной деятельностью и деятельностью по предоставлению финансовых услуг
Статья 207. Уклонение от возврата выручки в иностранной валюте
Статья 208. Незаконное открытие или использование за пределами Украины валютных счетов
Статья 214. Нарушение правил сдачи драгоценных металлов и драгоценных камней
Статья 215. Подделка знаков почтовой оплаты и проездных билетов
Статья 217. Незаконное изготовление, сбыт или использование государственного пробирного клейма
Статья 218. Фиктивное банкротство
Статья 220. Сокрытие устойчивой финансовой несостоятельности
Статья 221. Незаконные действия при банкротстве
Статья 223. Размещение ценных бумаг без регистрации их выпуска
Статья 225. Обман покупателей и заказчиков
Статья 226. Фальсификация средств измерения
Статья 228. Принуждение к антиконкурентным согласованным действиям
Статья 234. Незаконные действия с приватизационными бумагами
Статья 235. Несоблюдение лицом обязательных условий по приватизации государственного, коммунального имущества или предприятий и их дальнейшего использования


Адвокат — о деньгах за свободу

Артем Орел (32), адвокат юридической фирмы “Ильяшев и Партнеры” (г.Киев; с 1997 г.; 29 чел.):

— Как практикующему адвокату, мне приходится часто сталкиваться с тем, что суды применяют самую жесткую меру пресечения за совершение преступлений в хозяйственной сфере — взятие под стражу.

 

Сейчас же предлагается более широко использовать практику залога и отменить взятие под стражу при подобных обвинениях. И очень важно, что на стадиях досудебного и судебного следствия у обвиняемого и подсудимого теперь будет возможность заняться поиском средств для возмещения причиненного вреда. Следственные органы негативно воспримут изменения, предложенные в законопроекте №9221.

 

Ведь намного легче проводить следственные действия с обвиняемыми в следственных изоляторах — и с технической (из СИЗО трудно убежать), и, особенно, с психологической точек зрения. Большинство обвиняемых готовы на многое после нескольких месяцев в наших СИЗО.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить