Greenодеры

На первой пленарной неделе открывшейся в феврале парламентской сессии народные депутаты отклонили“многострадальный” законопроект №8028 “О внесении изменений в ст.17-1 Закона Украины “Об электроэнергетике” относительно совершенствования системы тарифообразования на электроэнергию, которая производится из биогаза”.

Документ, напоминает БИЗНЕС,, был зарегистрирован в ВР еще год назад и прошел, что называется, огонь, воду и медные трубы — отправлялся на повторные чтения, был утвержден парламентом и, в конечном итоге, в конце 2011 г. был ветирован Президентом Украины (и с его предложением отклонить проект народные избранники согласились в начале февраля). Между тем такое решение возродило волну дискуссий о необходимости введения “зеленых” тарифов для биогазовых станций.

Спорный вопрос
Возможности для развития биогазовой энергетики в Украине просто огромны. Как говорит Георгий Гелетуха, директор ООО “Научно-технический центр “Биомасса”, развитие биогазовых технологий в Украине уже в ближайшее время позволит замещать 2,6-7,7 млрд куб.м природного газа в год. Кроме того, выгодным отличием использования биогаза от других возобновляемых источников энергии (гидро-, солнечной, ветровой энергетики), является то, что биогазовые станции можно устанавливать практически повсеместно (там, где есть органические отходы производства и жизнедеятельности).

Собственно, как ни парадоксально, именно эта “доступность”, по сути, и стала основной причиной отклонения законопроекта №8028. Ведь документом предполагалось установить “зеленые” коэффициенты на электроэнергию из биогаза в размере 2-2,7 (в зависимости от источника биогаза) к уровню розничного тарифа для потребителей второго класса напряжения. Это, по мнению Президента Украины, могло привести к тому, что инвесторы, привлеченные высокими тарифами, резко увеличат количество заявок на проектирование и строительство биогазовых электростанций.

В результате может быть нанесен ущерб энергетической безопасности страны — система будет перегружена дорогой электроэнергией. А согласно замечаниям Президента Украины к ветированному Закону, на конец 2011 г. уже были поданы заявки на строительство и подключение электростанций с использованием других альтернативных источников энергии (помимо биогаза) общей мощностью более 17 тыс. МВт, тогда как украинская энергетическая система может зарезервировать максимум 10 тыс. МВт.

Надо сказать, что эти аргументы поддерживают и некоторые предприниматели, работающие на “биогазовом” рынке. По мнению Игоря Реддиха, генерального директора ООО “Зорг Биогаз Украина”, Украина должна не на производстве электроэнергии из биогаза для подачи в общую энергосеть сосредоточиться, а использовать его на предприятиях для производственных нужд вместо ископаемого топлива.
Необходимость
Но без “зеленых” тарифов отечественная биогазовая отрасль наотрез “отказывается” развиваться в каком-либо виде (потенциальные инвесторы буквально “зациклились” на электроэнергетическом направлении и “зеленых” тарифах).

В частности, один из проектантов биогазовой электростанции Иван Пащенко, руководитель проектов ООО “ТИС Эко” (пгт Чабаны, Киевская обл.; реализация проектов по сбору и утилизации в энергетических целях биогаза с полигонов твердых бытовых отходов; с 2008 г.; 10 чел.), заявил БИЗНЕСу: “Наш мариупольский проект (сбор свалочного газа с двух полигонов твердых бытовых отходов начат в 2009 г.) был рассчитан на введение “зеленых” тарифов на биогаз”.

В декабре 2011 г. компания оформила лицензию на производство электроэнергии на Приморском полигоне твердых бытовых отходов (ТБО) г.Мариуполя, начала эксплуатацию биогазовой станции с когенератором мощностью 200 кВт и пришла к выводу, что проект убыточен.

“По нашим подсчетам, чтобы эксплуатация станции на Приморском полигоне “вышла в ноль”, коэффициент “зеленого” тарифа должен быть на уровне 2,7. При этом прибыльность “вытянул” бы второй (Орджоникидзевский) полигон, где еще продолжается прием мусора — мощность станции там должна быть выше”, — отмечает г-н Пащенко. Но сейчас, по его словам, под вопросом дальнейшее развитие подобных проектов вообще. Как он утверждает, кредитовать строительство биогазовых станций готов, например, ЕБРР, но банк ждет “сигнала” со стороны государства.

“Без утверждения “зеленых” тарифов на биогаз на законодательном уровне кредиты под подобные проекты не предоставляются”, — продолжает Иван Пащенко. Кроме того, обращает внимание предприниматель, “зеленые” тарифы становятся для инвестора своеобразным способом страхования рисков: “На старых свалках не существует детальной истории складирования отходов, пожаров с “выгоранием” метана. Инвестор идет на риск и получает результат уже после строительства системы сбора. Например, мы первоначально предполагали установить на Приморском полигоне когенератор большей мощности”.
Не все согласны?
Впрочем, как стало известно БИЗНЕСу, сейчас настроения на Банковой несколько изменились — фактически, как говорят эксперты, уже во время отклонения законопроекта №8028 была достигнута договоренность о последующей подготовке нового проекта закона о “зеленых” тарифах на биогаз. “Сторонникам нововведения удалось убедить Администрацию Президента в необходимости стимулирования биогазовой энергетики, и мы рассчитываем, что соответствующий закон будет принят до конца текущей пленарной сессии”, — рассказывает Георгий Гелетуха.

 

Возможно, предполагает Александр Тодийчук, президент Киевского международного энергетического клуба “Q-club” (г.Киев; общественная организация; с 2007 г.; 17 членов, в том числе семь — зарубежных), “помог” опыт стран Балтии и Польши. Там началось активное государственное стимулирование использования биогаза.

“Состояние биогазовой энергетики в Украине плачевно — в стране есть всего с десяток биогазовых установок с общей мощностью менее 2 МВт. А, скажем, в Германии 6,8-7 тыс. установок, вырабатывающих около 2,7 тыс. МВт электроэнергии, в соседней Польше — 150 установок суммарной мощностью 77 МВт. С точки зрения инвестора, все обстоит примерно так: Украина заявляет о евроинтеграции, подписывает соглашение об Энергетическом сообществе, а одна из основных частей “энергетического микса” — биогаз — блокируется”, — отмечает Елена Рыбак, директор Европейско-Украинского энергетического агентства (г.Киев; с 2009 г.; 39 членов).

Немаловажной, по мнению специалиста, является и экологическая сторона биогазовых проектов. “Стимулируя биогазовую энергетику, страна повышает уровень экологической безопасности. Отходы животноводства, птицеводства, пищевой промышленности уже сейчас угрожают здоровью населения, состоянию почв, воздуха и грунтовых вод. А переработанные с применением биогазовых технологий отходы становятся ценными органическими удобрениями, использование которых повышает конкурентоспособность сельхозпродукции”, — поясняет г-н Тодийчук.

Кстати, подтверждает Иван Пащенко, экологическая составляющая при подписании договора с Мариупольским горсоветом была важным аргументом: “Дегазация полигонов ТБО препятствует их самовозгораниям, в результате которых многократно возрастает выброс в окружающую среду канцерогенных соединений”.

Независимые эксперты уже разрабатывают альтернативный законопроект, которым будет предложено ввести “зеленые” тарифы с коэффициентом 3 для электроэнергии, произведенной из биогаза, полученного из биомассы любого происхождения, и 2,7 — для всех других видов биогаза. Но параллельно предлагается ввести в действие и национальную программу “Энергия биогаза”, концепция которой уже разработана.

Она предполагает сбалансированное введение в эксплуатацию в течение 15 лет биогазовых станций общей мощностью 1,7 тыс. МВт тепловой и 1,5 тыс.МВт электрической энергии и параллельный вывод из эксплуатации существующих генерирующих мощностей, работающих на ископаемом топливе, во избежание “перекосов” в энергосети.

Кроме того, до 2020 г. проектом программы предложено замещать биогазом 1 млрд куб.м природного газа в год. А в отдаленной перспективе (до 2030 г.) — около 8 млрд куб.м в год. Таким образом, будет ликвидирована ахиллесова пята отклоненного проекта №8028.

“Если наши предложения будут приняты, то по величине “зеленого” тарифа на биогаз Украина окажется на 6-м месте в Европе (см. также “Размер “зеленых” тарифов…” на стр.59. — Ред.). Вкупе со взвешенной государственной политикой это до 2030 г. может привлечь в биогазовую отрасль около 30 млрд грн. инвестиций”, — резюмирует Александр Тодийчук.


Нужен ли Украине “зеленый” тариф на электроэнергию из биогаза?


PRO

Георгий Гелетуха (48), директор ООО “Научно-технический центр “Биомасса” (г.Киев; инжиниринговые и консультационные услуги; с 1998 г.; 24 чел.):
— Введение “зеленого” тарифа на электроэнергию, производимую из биогаза, для Украины просто необходимо. В нынешней ситуации импортозависимости страны от дорогих энергоносителей развитие биогазовых технологий сделает возможными снижение геополитических рисков и улучшение платежного баланса.

В перспективе это позволит получать около 7,7 млрд куб.м топлива в пересчете на природный газ в год, что в действующих ценах даст возможность экономить более $3 млрд на импортном природном газе. Помимо этого развитие биогазовых технологий решит ряд проблем с утилизацией биологических отходов в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающей промышленности и коммунальной сфере.
По расчетам экспертной группы украинских и зарубежных экспертов, экономически обоснованный коэффициент такого “зеленого” тарифа должен составить 3 для электроэнергии из биомассы и отходов сельского хозяйства и 2,7 — для всех других видов биогаза, в частности, полученного с полигонов ТБО, из сточных вод и их осадков. Введение таких тарифов обеспечит окупаемость биогазовых проектов в течение 7-10 лет.
В то же время срок окупаемости типового инвестиционного проекта строительства биогазового завода при условии применения обычных тарифов составит около 50 лет. Это не может заинтересовать отечественных или зарубежных инвесторов. Кроме того, как показывает и европейская практика, развитие альтернативных источников энергии без “зеленых” тарифов невозможно.

CONTRA

Игорь Реддих (35), генеральный директор ООО “Зорг Биогаз Украина” (г.Киев; проектирование и строительство биогазовых станций; с 2007 г.; 43 чел.):
— Хотя мы и строим биогазовые станции (рассчитанные на производство как тепловой, так и электрической энергии), но придерживаемся мнения, что Украине “зеленый” тариф на биогаз не нужен. Страна и так имеет избыточные электрогенерирующие мощности, а вот с природным газом постоянно возникают проблемы.
Поэтому стимулировать нужно не выработку электроэнергии, а производство газа для замены природного. И денежная поддержка от государства не нужна, ведь себестоимость 1 тыс.куб.м биогаза в Украине сейчас составляет около $30 (после доочистки — около $100. — БИЗНЕС).
Биогазовые станции выгодны прежде всего предприятиям пищевой промышленности — сахарным, спиртовым, пивоваренным и крахмало-паточным заводам. Все эти предприятия одновременно производят отходы и потребляют природный газ, и биогаз может напрямую сжигаться в существующих заводских котельных. При окупаемости проектов за два-три года для сахарных заводов инвестиции составят EUR10-30 млн, а для спиртовых и пивоваренных — EUR2-5 млн.
Новым же строящимся молочным и свиноводческим комплексам в любом случае необходимы очистные сооружения. Им природный газ не нужен, но они покупают электроэнергию, которая дорожает на 20% ежегодно.
При инвестировании EUR1-3 млн в биогазовую станцию для выработки электроэнергии вложения окупятся за три-четыре года даже по обычному, а не “зеленому” тарифу. При этом учтите, что срок службы станций в среднем составляет 30 лет. Поэтому отказ от “зеленого” тарифа рынок биогаза не убьет, просто будут строить меньше станций, вырабатывающих электроэнергию.

БИЗНЕС №8(995) от 21.02.2012 Дикаленко Михаил