Инспекторы или родители - что важнее для учебы детей?

Большая популярность у ТВ передачи про инспектора Фреймут. Немало наслышан про скандалы, связанные с ее именем, но ни разу не видел самих передач. Посмотрел, как раз она инспектировала школы.  Что она мне напомнило? Советские времена.

Инспектор нашла в Одесской области школу, в которой руководство воровало, не заботилось о чистоте и качестве обучения. После выхода передачи ситуация полностью изменилась. Старое руководство заменило новым, которое навело порядок и теперь в школе все замечательно.

Пресса выявляла взяточников и разгильдяев. А их количество вокруг все увеличивалось.

На советском ТВ, на радио и в газетах было много таких разоблачений, Журналисты ездили по стране, выявляли взяточников, расхитителей, разгильдяев. Защищали честных и принципиальных сотрудников от вороватого, беспринципного начальства. Поддерживали новаторов против косных консервативных руководителей. Была рубрика «Газета выступила – что сделано», Там рассказывалось, как отсталое и нечестное начальство было снято с должности, новое наводит порядок, честные и прогрессивные работают и реализуют свои замыслы.

А вокруг бездельников и вымогателей, консерваторов и расхитителей становилось все больше. Экономика работала все хуже, товаров в магазинах становилось все меньше, в школах хуже учили, а в больницах – лечили, но все больше вымогали денег.

Система разлагалась, то один, то другой ее сегмент прекращал функционировать на заявленные цели, и это становилось все очевиднее.

Тогда-то и появился этот жанр – честный и принципиальный журналист разоблачает перерожденцев и восстанавливает порядок. Читатели и зрители были в восторге, глядя на наведение порядка, хотя бы в прессе и на ТВ.

Не отставала литература, появлялись книги, фильмы, в которых честный герой разоблачал отсталых и вороватых руководителей и, с помощью партийных органов, добивался справедливости. Такие фильмы и книги пользовались огромной популярностью.

А еще публика ждала разоблачений от правоохранительных органов. Правоохранительные органы не подводили. То продавца за обвес и пересортицу разоблачат, то завмага за левый товар и отпуск из подсобки, а то и целого начальника торга посадят. Публика очень одобряла и ждала, после такого успеха правоохранителей появления товаров в продаже. Товары не только не появлялись, исчезали и те, что раньше там были.

Почему разоблачительный жанр получил такую популярность? Почему власть не возражала против показа вороватых и некомпетентных руководителей?

Система шла вразнос, и это становилось все очевиднее. Проблемы в экономике и социальной жизни нарастали, новое поколение руководителей было слабее и беспринципнее предыдущего.  Власти было важно показать, что дело не в системе, система вполне жизнеспособная. Это в отдельных местах к власти пробрались негодные руководители. Их замена на честных и квалифицированных восстанавливает порядок и благополучие граждан.  Благодаря принципиальным советским людям и помощи партийного руководства.

Что за система была в стране? Вертикали власти и административной экономики.  Вертикаль власти вела к вырождению руководящих кадров, а административная экономика – к отсталости и упадку в экономической и социальной жизни.  Именно поэтому было важно показать, как где-то с помощью принципиальных советских граждан происходят улучшения.

- Видите, как разоблачили негодного руководителя, говорили СМИ?

- Видим, отвечали граждане и шли на работу, на которой назначили нового директора, слабее и вороватее прежнего.

- Видите передовой колхоз – миллионер, - спрашивало ТВ? А если все так будут работать?

- Больше не увидите, - отвечали очевидцы, старый голова ушел на пенсию, новый разворовывает накопленные миллионы.

А могли ли все колхозы быть как передовые? Нет, не могли.

Их председатели были уникальными людьми, во-первых. Таких не могло быть много.

Они забирали себе ресурсы, предназначенные другим, во-вторых. На всех бы все равно не хватило.

Вернемся к школе. На фоне общего вырождения выделялись отдельные школы с очень качественным обучением. Благодаря чему? Благодаря нарушению законов и правил, конечно.

Во-первых, в эти школы осуществлялся отбор учеников. Туда не брали всех, кто по месту жительства, при приеме проверяли уровень знаний, не способных или не желающих справиться с программой, нарушителей дисциплины безжалостно исключали.

Соответственно, в эти школы шли преподаватели-энтузиасты, желающие давать более сложный материал, готовить олимпиадников. Этим преподавателям обеспечивали более высокую зарплату.

Кто же разрешал такое нарушение законов и норм советской жизни?

Хорошие школы были благодаря родителям - начальству и энтузиастам. Т.е. за счет коррупции и поборам. Так было при СССР, так осталось и сегодня

Власти и разрешали. Их дети в этих самых школах и учились. И не только дети партийного руководства. В созданной вертикали власти занимали свои места ректоры вузов, директора НИИ, особенно военных, руководители СМИ, театров, газет. Им всем хотелось, чтобы их дети учились в качественных школах. Поэтому на город существовало 3-5 подобных школ, в которые могли пойти учиться и хорошо подготовленные дети обычных родителей.

Да, в обычных школах, если находились энтузиасты-родители и педагоги, создавали спецклассы, в которые собирались ученики с высокой подготовкой, их учили более квалифицированные преподаватели.

Что это было? Коррупция. Благодаря которой в стране существовали школы с высоким уровнем подготовки учеников. Каждая такая школа отбирала ресурсы у обычных школ, а каждый такой класс – у обычных классов. И родители собирали деньги на обеспечение учебного процесса.

Там, где родители и учителя находили взаимопонимание, вопреки системе, в обход системы, в обман системы, коррумпируя систему, удавалось  обеспечить высокий уровень обучения.

В промышленности, сельском хозяйстве, строительстве все было аналогично. Благодаря коррупции, нарушению законов, норм и правил, передовые предприятия забирали больше ресурсов, добивались лучшего результата. Естественно, таких нарушителей, тянущих на себя одеяло, не могло быть много. На многих бы не хватило ни ресурсов, ни грамотных кадров. Но показать по ТВ – смотрите, как при советской системе можно качественно и эффективно работать, если во главе – честные и квалифицированные руководители – таких предприятий хватало.

Кому это нравилось? Советским людям. Они были уверены, что вертикаль власти и административная экономика жизнеспособны, а все несчастья - от нечестных карьеристов и приспособленцев. И очень радовались, видя, как их разоблачают.

Вернемся к инспектору Фреймут.

Вот она зло и остро разоблачает частный лицей для леди, в котором плохо кормят, убирают, а информатике учат без компьютеров. Т.е. родители отдали детей в лицей, заплатили 100т.грн в год и не интересуются, как кормят и учат их детей. И только инспектор обеспечивает качество питания и обучения.

А вот сельская школа, которую прекратили финансировать чиновники как неперспективную. Там хорошо готовят, чисто в помещениях и у всех школьников компьютеры. За счет денег родителей. Т.е. за счет поборов с родителей на языке борцов с коррупцией. Зато без всякого участия инспекторов и бюджета.

Т.е. оказывается, если родители хотят, чтобы их детей хорошо учили, они находят учителей, способных и желающих учить, и результатом является качественное образование (сама инспектор довольна).

Каждый знает такие школы (гимназии лицеи), в которых хорошо учат и родители сдают деньги. Т.е. во-первых, эти школы берут из бюджета больше, чем обычные школы. Во-вторых, там поборы с родителей. И в этих школах сконцентрированы дети начальства. Все тоже, что было при СССР сегодня существует в гораздо больших размерах. Все, как и тогда, определяется желанием родителей хорошо учить своих детей. Это желание через поборы и коррупцию позволяет учить лучше.

 А если родители этого не хотят, никакой инспектор не поможет.

Оказывается, все дело в системе.

Система договоренностей людей работает.

Вертикаль власти с движением обезличенных денег вверх и вниз, с 10 этажами чиновников и инспекторов – не работает. Зато денег требует куда больше.

И вот, глядя на такую сельскую школу, сразу возникает вопрос – зачем эти 10 этажей чиновников от Киева до села или района? Почему через них проходят деньги на образование? Если государство хочет помочь, пусть даст эти деньги непосредственно ребенку (всем или бедным) и не вмешивается в отношения родителей и учителей.

Не выходит. Потому что сторонников вертикали власти и административной экономики у нас в стране все также много. Им понятно, когда 10 этажей чиновников и деньги движутся вниз-вверх. А договоренности людей между собой – поборы - коррупция, качество должны обеспечивать инспекторы-контроллеры. Поэтому такие советские по своей эстетике передачи у нас до сих пор популярны. Поэтому такой рейтинг у инспекторов, разоблачителей, контроллеров и такой низкий – у хороших учителей.