Реформ хотят многие. Куда ни ткни, всюду надо реформировать. С чего начнут, с того и хорошо.

В частности, у нас от СССР осталась социальная сфера. Медицина и образование, ЖКХ и пенсии - льготы. В расходах государства это ¾. Говорят, что можно сократить государство, а расходы эти не трогать. Нельзя, и простые цифры это показывают. Все остальное дает слишком мало. А среди остального госдолг, армия, охрана порядка, границы и т.д.

Другие говорят, что сначала надо изменить институты. И ссылаются на Владимира Дубровского, о том, как это важно. Конечно, важно, кто же спорит. Надо институты полностью перестроить. И суды с прокуратурой, и контролирующие – регулирующие органы (а лучше 5/6 из них распустить, а остальное перестроить с участием заинтересованных сторон). Все нуждается в полной перестройке и госслужба у нас с советских времен осталась. Но есть 1 нюанс.

При нынешних расходах социальных служб практически невозможно изменить институты.

Какая важнейшая задача Правительства? Обеспечить пенсии, зарплаты врачам-учителям, выплаты мамам, топливо для электростанций и ТЭЦ. А денег никогда нет, и они всегда в ручном режиме ищут, у кого-то забирают, договариваются о поставках в долг, в обмен и т.д. И очень горды, когда получилось.

У Тимошенко времен премьерства спрашивали

– почему НДС не возвращен?

- Так я же пенсии платила!

У Порошенко спрашивали:

- почему рост цен, курс валится?

- так мы же зарплаты – пенсии не уменьшили и вовремя платим

Яценюка спрашивают

– где реформы?

– у нас на счетах в Казначействе не было ни гроша. А сейчас 40млрд.грн. Есть чем платить зарплаты-пенсии, мы провели индексацию, а в следующем году проведем 2.

На спрашивающего он смотрел примерно как Вовочка из анекдота:

- Сколько будет 2*2?

- Мне бы Ваши заботы, Марья Ивановна

И Саакашвили, отвечая на вопрос о своем возможном премьерстве, ответил, что там нет реформ, там латание дыр вручную, ему не интересно.

А какая самая важная задача мэра? Обеспечить школы к 1 сентября, больницы к зиме, тепло к началу отопительного сезона. Обеспечил – молодец, нет – не справился. А поскольку денег нет, надо напрягать бизнес – тот выделил материалы, этот технику, третий людей, но к сроку обеспечил. Да, когда из бюджета поступят хотя бы частичные деньги, он их распилит, ведь все уже сделано. Но было бы странно, если бы он поступил иначе. Приходит честный мэр и что? Школы к 1 сентября не готовы, к отопительному сезону тепла нет. С тем и уйдет честный мэр или возьмет старого зама и тот справится, обеспечит. А публика будет кричать «продался».

Расходы на социальную сферу неподъемны для экономики, денег не хватает, их находят незаконным способом.

Сами заведения советские, полностью зависимы от местной власти, кроме нищенской зарплаты и коммунальных услуг ничем из бюджета не обеспечены, т.к. денег ни на что больше нет.

И нам говорят, что это надо так сохранить, пока не реформируют институты. Так их никогда не реформируют. Институты основаны на сложившихся практиках. Пока практики – власть должна обеспечить работу школ, больниц, пенсии, льготы и т.д. институты и будут строиться вокруг нее. Реформа институтов – когда нет ручного дележа и нарушений закона. А у нас ручной дележ и нарушение – обычная практика при обеспечении школ, больниц, зарплат, пенсий.

Если взимать налоги по закону, не хватит на школы, больницы. Поэтому Вам не зачтут налоговый кредит и потребуют платить в соответствии с налоговой нагрузкой. Вы ведь в бюджет платите. А ¾ расходов государства – социальная сфера. Так что надо выбирать – или бюджетная социальная сфера, или налоги по закону, реформа институтов, законность и правопорядок.

Больницей и школой должен владеть и ее обеспечивать частный владелец. Человек или специальный фонд, как выйдет. А государство – стандарты образования и деньги бедным. Есть система ваучеров, социально уязвимые расплачиваются ваучерами на учебу и лечение, которые им выдает государство. Но государство не занимается школами, больницами.

И электростанциями хорошо бы тоже не занималось. Потому что уголь для электростанций ДТЭК обеспечило ДТЭК. А для государственных – Премьер с министром энергетики, при этом долго разбирались между собой, кто из них коррупционер.

Да, опять слышно – а Вы с чиновников деньги снимите, потом школы-больницы. Очень правильное предложение. Просто надо оценить масштаб сумм.

Вот Киевская областная больница. В 2014г. ей из бюджета было выделено 133.2млн.грн. больше, чем, например, государственная служба геологии (103.3млн.грн.) или государственная экологическая инспекция (98млн.грн.). Но она по украинским меркам хоть как-то обеспечена средствами. А вот Васильковская районная больница в той же Киевской области. Она вообще никак не обеспечена. 81.1% выделенных бюджетом денег – это зарплата персонала и ЕСВ. Еще 11.1% - это коммунальные услуги. В прессе пишут – в больнице все за деньги. И не мудрено, ведь на все остальное практически ничего не выделено. Но ей из бюджета пошло больше, чем на руководство и управление всем лесным хозяйством Украины. И хватило только на зарплату и коммуналку.

Все суды Украины взяли в 2015г. 5млрд.грн. Лечебные учреждения Днепропетровской области получили не намного меньше. Т.е. сокращать чиновников вместе с их ведомствами нужно нещадно. Но бюджетных проблем это никак не решит.

И институты надо перестраивать. И одно из условий этого – убрать оставшиеся от прежней жизни бюджетные учреждения в ЖКХ, медицине, энергетике, образовании. Вместе с инспекциями. агенствами и службами.