Давно замечено: как только возникает необходимость пополнить доходную часть госбюджета, государство вспоминает о субъектах ВЭД. Появляются грозные предупреждения ГТСУ о том, что таможня владеет информацией о злостных неплательщиках, которым, в случае неуплаты дополнительных платежей, грозят проверками, штрафными санкциями и прочими неприятностями.
Последний пример — фактический ультиматум ГТСУ по поводу уплаты субъектами ВЭД роялти, а также других дополнительных платежей (за инжиниринг, фрахт и др.), которые являются составляющими таможенной стоимости товаров и в свое время по каким-то причинам не были замечены таможенниками.
И это несмотря на заверения таможенных начальников, что благодаря упрощению и ускорению таможенных процедур, жесткому противодействию “серому” импорту и контрабанде, поступления в бюджет все увеличиваются. Например, по словам председателя ГТСУ Игоря Калетника, в 2011 г. таможенники перечислили в бюджет на 38% средств больше, чем в 2010 г. “В 2012 г. в бюджет таможня должна дать в целом 122 млрд грн.”, — говорит г-н Калетник. Непонятная получается ситуация.
С одной стороны, ГТСУ декларирует всевозможные упрощения для налогоплательщиков, с другой стороны, им же закручивает гайки, когда в этом возникает государственная необходимость. Почему так происходит? Видимо, потому, что субъектов ВЭД в Украине привыкли держать на коротком поводке, а сама ГТСУ является фискальным органом (хотя и координируется Минфином), деятельность которого оценивают, прежде всего, по объемам перечисленных в бюджет средств.
А потому никакого другого отношения к субъектам ВЭД, кошельки которых в любой момент можно тряхнуть, пока, к сожалению, нет. В начале марта вместе с делегацией одесских бизнесменов и депутатов горсовета Южной Пальмиры БИЗНЕС знакомился с работой грузинских таможенников. И убедился, что может быть и по-другому.

Не фискалы

В 2005-2006 гг. в Грузии была осуществлена административная реформа по западному образцу, в ходе которой фискальные ведомства — таможенное и налоговое — утратили статус самостоятельных госорганов. Помимо этого их разделили по функциональному принципу.
Так, в Минфине Грузии была создана Служба доходов, в которую входят налоговый и таможенный департаменты и финансовая полиция. Соответственно, работники этих департаментов собирают налоги, а финансовые полицейские — расследуют преступления налогового и таможенного характера.
То есть таможенники занимаются своим прямым делом и не требуют дополнительных полномочий на проведение оперативно-розыскных мероприятий, на чем периодически настаивает ГТСУ. В свою очередь, Минфин Грузии не спускает план таможне и не оценивает ее деятельность по объемам перечислений в доходную часть бюджета.

Где и как растаможивают
Для таможенного оформления грузов, прибывающих на автомобилях, в Грузии созданы четыре экономические зоны оформления (ЭЗО) — близ столицы, а также в Поти, Батуми и Адлии. В одной из них, расположенной в пригороде Тбилиси — Лило, БИЗНЕС и побывал. Вежливо отказавшись от услуг гостеприимных чиновников таможенного департамента, БИЗНЕС избрал своим гидом тбилисского предпринимателя Давида Манинашвили, поставляющего на своем “траке” готовую одежду из Турции и как раз собравшегося провести растаможку.
Поставив машину на стоянку, рассчитанную на 400 грузовиков, предприниматель заходит в здание ЭЗО, общая площадь которой составляет 12 га. После традиционного “гамарджоба” и предъявления документов на груз, получает от девушки за административной стойкой талончик с номером и через полторы минуты, после того как его номер высветился на большом табло, направляется в кабинку, где располагается миловидная девушка-оператор. Операторов, по нашим наблюдениям, в зале не менее 200.
Предъявив оператору инвойс и договор поставки, предприниматель вместе с ним составляет таможенную декларацию, периодически сверяясь с данными базы таможенного департамента. Через 45 минут документ готов. Давид Манинашвили, уплатив 200 лари (около 1 тыс.грн.; максимальный размер всех платежей — не более 400 лари; если оформление проводится в неурочное время, применяется двойной коэффициент), отправляется пить кофе в ожидании “приговора”.
Через 15 минут на табло ресепшн загорается “его” номер, и предприниматель узнает, что его груз будет оформляться в “зеленом” коридоре, что, это он знает по опыту, займет 15-20 минут. Предприниматель отправляется к грузовику, а корреспондент БИЗНЕСа — к руководителям таможенного департамента.

Украинские вопросы и грузинские ответы
Георгий Центерадзе, заместитель начальника департамента таможенного оформления Службы доходов Минфина Грузии, рассказал, что реформирование таможенного ведомства сверху вступило в противоречие со схемой таможенного оформления “внизу”.
Оно проводилось по старинке — как правило, на частных таможенных терминалах, когда необходимо было обойти кабинеты чиновников всех контролирующих органов, участвующих в растаможивании грузов, заплатить каждому взятку или же израсходовать немалые деньги на таможенных брокеров и декларантов.

Поэтому решено было отказаться от таможенных терминалов (они сейчас преимущественно используются как склады для временного хранения грузов и автомобилей) и строить ЭЗО. Первую из них, в Лило, открыли в декабре 2010 г.
Параллельно с созданием инфраструктуры зоны набирали и обучали персонал, главным образом выпускников университетов, не знающих, что такое взятка, а также увольняли “старых” таможенников. “Некоторые из них дома сидят, некоторые в других местах сидят”, — замечает по поводу последних г-н Центерадзе и уточняет, что в таможенной службе прежних сотрудников осталось 3-5%.
В пользу ЭЗО говорит также то, что оформление декларации вместе с оператором зоны избавило грузоперевозчиков не только от общения с чиновниками и посредниками, но и от мытарств, связанных с указанием таможенной стоимости товара, подачей самой декларации, уточнением размера всех платежей и т.п.
Так что декларируемые ГТСУ упрощение доступа декларантов в ее базу и электронный принцип контроля за приемом груза для таможенного оформления, а также норма нового Таможенного кодекса, принятого ВР 13 марта, согласно которой декларант обязан будет указывать в декларации таможенную стоимость, рассчитанную самим таможенным органом, ничего, кроме вежливых улыбок, на лицах грузинских таможенников не вызывали. Ведь оформление грузов в ЭЗО по новой схеме просто исключает появление таких проблем.
Правда, в Лило хватает технических трудностей. Например, в феврале вышел из строя электронный сканер, используемый для проверки грузов в “красном” коридоре. В результате некоторые импортеры не могли растаможить груз. Каких-либо финансовых претензий предприниматели к таможенникам не предъявляли, удовлетворившись их извинениями.
Другой вопрос, что к системе рисков, которая лежит в основе этой схемы, нелегко привыкнуть грузинским предпринимателям. Ведь никто из субъектов ВЭД не знает, в какой коридор попадет его груз, за исключением явно нетипичных ситуаций, вроде той, когда в Грузию ввозятся бананы из Гренландии, говорит г-н Центерадзе. В этом случае грузу обеспечен “красный” коридор, в котором проверка осуществляется с особым тщанием и занимает больше времени.
Чтобы облегчить жизнь предпринимателей, таможенники поначалу проводили ежемесячные тренинги, чтобы научить и приучить их растаможивать свои грузы по-новому. В результате сейчас около 95% грузов попадают в “зеленый” коридор, при том, что в Лило, например, оформляется не менее 700 таможенных деклараций в день.
Грузинские таможенники говорят, что проблема занижения таможенной стоимости существует и у них. Для ее решения применяют два подхода. Если документы, предоставляемые для оформления декларации, имеют признаки подделки, дело немедленно передается в финансовую полицию.
Если же предприниматель предоставил достоверные данные, свидетельствующие о том, что стоимость товара указана правильно, то приоритет отдается именно его документам, а не данным базы таможни.
Но случаи явного занижения таможенной стоимости сравнительно редки: в Грузии законодательно установлены три ставки налогов на импорт — 12%, 5% и нулевая (их начиная с 2013 г. можно будет повышать только путем проведения национального референдума — см. “Спикер — о волеизъявлении”), а также определена тарифная категория для каждой группы товаров. Так что ошибиться трудно.

Вместо заключения

Разумеется, в чистом виде опыт грузинских таможенников вряд ли применим в Украине. Все-таки у нас и масштабы другие, и грузов оформляется несравненно больше. Следует учитывать и то, что современные объекты инфраструктуры, включая и таможенную, построены в Грузии преимущественно за счет доноров.
По словам премьер-министра этой страны Ники Гилаури, в 2008-2010 гг. Грузия освоила $2 млрд помощи, выделенной участниками донорской конференции в Брюсселе (а это 38 стран и 15 международных организаций. — Ред.), а в 2011-2013 гг. намерена израсходовать еще $3 млрд. Но главное отличие не столько в наличии действительно эффективно работающего “единого окна” на таможенной границе Грузии, сколько в изменившейся психологии таможенников и предпринимателей. 

Киев — Одесса — Тбилиси — Киев

Спикер — о волеизъявлении

Давид Бакрадзе (39), председатель парламента Грузии:

— В июле 2011 г. наш парламент принял Органический (т.е. конституционный. — Ред.) закон “Об экономической свободе” (вступает в силу 31 декабря 2013 г. — Ред.), согласно которому в стране вместо существующего 21 вида налогов устанавливается всего шесть, среди них пять общегосударственных и один местный.
Введение же новых видов налогов, а также увеличение верхних ставок существующих, за исключением акциза, налога на собственность (ставка этого налога определяется согласно Налоговому кодексу Грузии. — Ред. БИЗНЕСа), возможно лишь путем проведения национального референдума. Полагаю, что главным условием развития предпринимательства как в Грузии, так и в Украине должно быть минимальное вмешательство государства в бизнес.

Чиновник — о золотой середине

Георгий Центерадзе (29), заместитель начальника департамента таможенного оформления Службы доходов Минфина Грузии:

— Скептики утверждали, что при организации таможенного оформления грузов по новой схеме невозможно будет найти золотую середину. Ведь одно дело — иметь должный контроль за растаможиванием грузов, и совсем другое — обеспечить качественный сервис субъектам ВЭД. Я думаю, что нам это удалось. Поясню на примере.
Если после оформления декларации груз попал в “красный” коридор, предпринимателю необязательно приезжать в экономическую зону оформления. При условии, что он везет только свой груз, он может отправляться к себе на склад. Пока он будет разгружать машину, мы досмотрим его груз. Таким образом, никаких неудобств предпринимателю мы не причиняем.

Украинский предприниматель — о влиянии грузинских реформ

Василий Иеремия (35), соучредитель группы компании “Бомонд” (г.Одесса; оператор внешней рекламы; с 1993 г.; 50 чел.):

— В Украине внедряется принцип “единого окна” для получения разного рода разрешительных документов, включая и таможенное оформление грузов. Но для того чтобы в это “окно” попасть, предпринимателям по-прежнему необходимо собирать согласования и прочие бумаги, обивая пороги кабинетов чиновников.
На мой взгляд, так происходит потому, что реформы в Украине во многом формальны: чиновники видят в предпринимателях постоянных доноров, а не добросовестных налогоплательщиков, которые, между прочим, платят им зарплату.
Я понимаю, что и в Грузии реформы идут отнюдь не без проблем; другое дело, что в этой стране власти понимают: только освободив бизнес от излишней опеки, можно поднять страну. Очень хотелось бы, чтобы этой истиной прониклись и украинские чиновники.

 

Бизнес №12(999) от 19.03.2012 Вачаев Олег Павлович