Не успело правительство похвастать, что бюджет 1-го квартала выполнен с профицитом, как началось давление депутатов и политиков «повысить социальные стандарты». А близкие к власти экономисты намекают на необходимость «гривневого предложения реальному сектору» со стороны НБУ. .

В 2014г. зарплаты бюджетникам, социальные пособия и пенсии не повышались вовсе. При этом потребительская инфляция составила 25%, за 4 месяца 2015г. – еще 37%, а повышение запланировано только на декабрь.

Правительство очень гордится тем, что при всех проблемах бюджета пенсии и пособия не были снижены. Хотя, на самом деле, они были снижены, только не в номинале, а в покупательной способности.

Не снижая номинала социальных расходов бюджета, правительство покрывало их путем эмиссии гривны. Этой же эмиссией покрывались долги бюджета и Нафтогаза. Результатом был обвал курса гривны в 2.5-3раза, инфляция, спад производства, банковский кризис. В последнее время удалось добиться стабильности гривни и профицита бюджета.

 

1. За 1-й квартал расходы сводного бюджета составили 126млрд.гр., а доходы – 140.3млрд.гр. Профицит – 14млрд.гр.

За счет чего профицит? В первую очередь за счет недофинансирования. За 3 месяца (1/4 года) было профинансировано только 20% годового плана расходов (1/5). В то же время доходы составили 24% годового плана, как и положено за 3 месяца. Т.е. когда будут профинансированы заложенные в бюджете расходы, профицит исчезнет. И те деньги, которые сегодня лежат на счетах Казначейства, пойдут в оборот, что опять активизирует инфляцию и спрос на валюту. Даже с этой точки зрения видно, что радоваться рано.

За счет чего выросли доходы? Рост к 1-му кварталу 2014г. составил 25%. Основной рост составил:

Ввозная пошлина – в 2.5раза

Акциз на импорт – 95%

Импортный НДС – на 72% (при этом возмещение выросло только на 35%)

Собственные доходы бюджетных организаций – 45%

Внутренний акциз – 42%

Внутренний НДС - 32%

Налог на доходы физических лиц – 26,7%

Из приведенного списка видно, что рост доходов бюджета имело 3 источника – падение курса гривны, внутреннюю инфляцию и рост налогов. Курс гривны упал сильнее, поэтому, в основном, выросли поступления, связанные с импортом. Кроме того, был введен дополнительный налог на импорт 5 и 10%. Внутренние цены также выросли, поэтому выросли также внутренний НДС и акциз, но не так сильно. Кроме того, был введен дополнительный акциз на ряд товаров и отдельный акцизный сбор в местный бюджет. Налог на доходы физических лиц вырос за счет дополнительного обложения депозитов и военного сбора.

Таким образом, правительство, вместо того, чтобы в начале 2014г. сбалансировать бюджет, снизив расходы, в т.ч. социальные, напечатало гривну, обрушило курс и цены, зафиксировало социальные расходы, фактически, сделало то же самое. Сбалансировало бюджет за счет фактического снижения социальных выплат. Но при этом еще и обрушило экономику.

 

2. Спад экономики в 1-м квартале по расчетам Госкомстата составил более 17%. Падение идет по всем секторам национальной экономики. В апреле оно продолжилось. Просвета пока не видно.

Объем строительства за 4 месяца 2015г. составил 67.4% от уровня 4-х месяцев 2014г. (падение на треть), причем, в апреле – 61% от уровня апреля 2014г. (падение ускорилось).

Строительство наиболее показательно, т.к. обычно первым из кризиса выходит именно оно.

Промышленность за 4 месяца 2015г. произвела продукции на 78.5% от уровня 4-х месяцев 2014г., причем в апреле – на 78.3% от уровня апреля 2014г. – и тут падение не замедляется.

Конечно, основной спад пришелся на Донбасс. Но и остальные области не показывают роста. Промышленность и строительство растет только в нескольких западных и центральных областях (Волынская, Тернопольская, Хмельницкая и т.д.). В прочих спад, по некоторым – довольно сильный.

Несколько улучшилось положение на транспорте. Грузооборот за 4 месяца составил почти 80% от 4-х месяцев 2014г., а пассажирооборот даже 89%. Показатели улучшаются месяц от месяца, но до положительной динамики далеко.

И усиливается спад в сельском хозяйстве, которое в 2014г. росло. За 4 месяца произведено 95.2% от уровня 4-х месяцев 2015г. С каждым месяцем отставание нарастает.

Падение торговли на 27% за 4 месяца как раз объяснимо – она последней выходит из кризиса. Падение торговли было равномерным - ни одна область не показала падение меньшее, чем 10%

И в этих условиях одни депутаты требуют начать индексацию, другие экономисты – начать денежное стимулирование экономики.

Эти предложения разные по непосредственным получателям эмиссионных денег. Но они одинаковы по своим последствиям – еще не достигнутое финансовое равновесие опять будет разрушено.

Оба предложения разрушат еще не наступившую стабилизацию, усилят обвал экономики и уровня жизни населения.

Почему индексация выплат социально уязвимым группам населения не приведет к повышению его благосостояния, можно было понять по событиям последних 2-х лет. Потому что в бюджете денег для этого нет, экономика падает, рост выплат может быть только инфляционным, а от инфляции социально уязвимые граждане первыми и страдают, т.к. не могут компенсировать ее своей экономической активностью.

Но ведь «денежное стимулирование» еще больше обрушит экономику, а не оживит ее, как считают некоторые, знакомые с различными экономическими моделями.

 

В чем причина экономического обвала?

1. Изменение внешней конъюнктуры. Резкое падение цен и спроса на сырье и полуфабрикаты украинского производства. На руду, металл, зерно и т.д. Аналогичные процессы прошли в РФ, Казахстане которые были покупателями украинской машиностроительной продукции, в результате больше не покупают. Были времена, когда 20% всего экспорта машиностроения из Украины составляли вагоны в Россию и Казахстан. Сегодня в России остановились свои вагоностроительные заводы, идут массовые увольнения. Сказались и политические моменты. Но на самом деле ограничения на украинский импорт товаров и услуг в РФ существовали все 20 лет независимости. Многие украинские производители давно научились его обходить, создавая родственные фирмы в России. Но сегодня и они, зачастую, без заказов.

Вывод – украинским производителям надо искать иные рынки, новые товары, услуги, которые пользуются спросом. В такие моменты на первый план всегда выходят предприниматели. Люди, умеющие находить новые пути. Им совершенно не поможет финансирование НБУ, тем более, что оно, скорее всего, до них и не дойдет.

 

2. Обвал курса гривны, прекращение кредитования.

В условиях огромных скачков цен и курса предпринимателям сложно прогнозировать свою работу, особенно, если производственный процесс растянут во времени. Велика вероятность убытков. Для остановки инфляции НБУ установил ставку рефинансирования в 30%. Имея такие дорогие ресурсы, банки не могут выдавать дешевые кредиты. Да и финансовое состояние многих банков тяжелое, выданные кредиты не возвращаются, многие активы в Крыму и Донбассе потеряны. Результат – спад экономической активности.

Причины скачков цен и курса в эмиссии НБУ. Снизив ставку рефинансирования и начав выдавать банкам дешевые кредиты, НБУ не решит проблем экономики, а усугубит их. Сегодня есть первые признаки стабилизации. В апреле НБУ уменьшил количество ОВГЗ в своем портфеле, что сразу стабилизировало курс. В мае снова начался рост, но пока небольшой, до уровня марта. Бизнес, население еще не поверило в стабильность гривны. Есть опасения, что к осени она опять обвалится. Поэтому население не несет деньги в банки, бизнес не увеличивает активность. Боится опять потерять на инфляции.

Экономические руководители сильно возбудились от того, что объем вкладов физических лиц в гривне в банках в апреле вырос на 4.2млрд.гр. после полуторалетнего падения. Не факт, что это устойчивая тенденция, а не конъюнктурный момент. Ведь гривневые вклады юридических лиц в апреле уменьшились на 2.8млрд.гр. Может это работодатели начислили работникам зарплату перед праздниками, а те не успели снять? Но уже появились прогнозы, мол, доверие к банковской системе восстановлено, можно опять печатать гривну. При это НБУ все равно выпускает гривну в оборот. В апреле долг банков и Фонда гарантирования перед НБУ вырос на 6.4млрд.гр. При этом свободную ликвидность банки не используют для кредитования реального сектора, а несут в то же НБУ на депозитный сертификат. Там гарантированный процент. Почему? Потому что задавленный властью бизнес не нашел новых приложений и не может с выгодой использовать полученные кредиты.

Сейчас важно продержать стабильный курс до тех пор, пока не вернется доверие к гривне. Вместо этого предлагается снова ее опустить. Да, гривны будет больше. Но это не подвигнет бизнес производить, а, наоборот, менять на ее на валюту, а население – скупать не портящиеся товары.

3. Ограничивающие действия НБУ.

Для борьбы с обвалом гривны НБУ сильно ограничил возможности покупки валюты для импорта, авансовых перечислений зарубеж, снятие наличной валюты с валютных счетов. Есть ограничения и на снятие гривневой наличности. Эти действия также стимулируют спад экономики и изъятия средств из банков.

Для роста производства необходимо импортировать сырье и комплектующие, а это затруднительно. При экспорте 75% выручки принуждают продавать, что снижает выгодность этих операций. Для вложений средств в банки у человека должна быть уверенность, что он их сможет при необходимости забрать, а такой уверенности сегодня нет.

Вывод:

- для изменения экономической динамики со спада на рост нужно отменить валютные ограничения, введенные в 2014-15гг.

- для возвращения денег в банки следует отменить ограничения на снятие наличности

- для роста экономики следует удерживать курсовую и ценовую стабильность в течение времени, необходимого для возврата доверия к гривне, а не стимулировать экономику деньгами

- для роста экономики следует снижать расходы бюджета а не повышать, снижать налоговое давление на людей

- в частности, при появлении в бюджете избыточного ресурса, следует снижать налоги, а не увеличивать бюджетные выплаты, как ошибочно думают депутаты и политики