Выполнение бюджета Украины в 2014г.

Казначейство опубликовало итоги выполнения бюджета Украины в 2015г.

Доходы и расходы бюджета в 2014г. незначительно выросли в сравнении с 2013г. Незначительность роста определялась как кризисом экономики, так и сокращением территории, с которой эти доходы собирались и расходы финансировались. Само увеличение цифр вызвано, в первую очередь, инфляцией и ростом валютного курса.

Дефицит бюджета также вырос. К 67млрд.грн дефицита доходов-расходов следует добавить еще 5млрд.гр разницы между выданными и возвращенными кредитами. Тогда дефицит увеличится до 72млрд.грн.

Эти 72млрд.были профинансированы выпуском государственных долговых бумаг ОВГЗ, бОльшую часть из которых была выкуплена НБУ. Точно также был профинансирован дефицит Нефтегаза на сумму 98млрд.грн. Эти суммы прямо не учтены в бюджете, но по сути своей также являются расходами государства.

В частности, на 11.1 млрд.грн.были выпущены ОВГЗ для субвенций регионам на компенсацию разницы в тарифах и 6.9млрд.грн - для возврата НДС. Т.е. в сумме НДС учтен возврат на сумму 50.2 млрд.грн. Так надо учесть, что 6.9 из них были возмещены не деньгами, а ОВГЗ.

Доходы государства состоят из доходов бюджета, единого социального взноса (ЕСВ), распределяемого между социальными фондами и компенсаций предприятий в ПФ за работавших у них получателей льготных пенсий.

Как видно из графика, ЕСВ практически не изменился, небольшое снижение было вызвано сокращением числа плательщиков с оккупированных территорий. Доходы бюджета незначительно выросли. Предприятия за своих льготных пенсионеров выплатили 4.2млрд.грн, в сравнении с 4.1млрд.грн. в 2012-3гг

Основным доходом государства остается ЕСВ и НДС.

НДС незначительно вырос за счет роста цен. Стоит вспомнить, что рост потребительских цен в 2014г. составил 25%, а промышленных - 32% Логично было бы ожидать похожий рост сбора НДС. Тем не менее, сбор НДС вырос лишь на 4%, а возмещение уменьшилось на 6% притом, что из 50.2 млрд.грн. возврата 6.9млрд. возмещено ОВГЗ, а не деньгами. В 2013г. было возмещено 53.4 млрд.грн.

Сбор налога на доходы физических лиц вырос на 3млрд.грн. или на 4.2%. Однако существенную роль в увеличении его сбора сыграли новые налоги на пассивы (банковский процент) - 2.1 млрд.грн. и военный сбор 2.5 млрд.грн. Без этих новых налогов сбор с физических лиц уменьшился бы.

Налог на прибыль юридических лиц уменьшился на 14.8 млрд.грн. или 27%. Это уменьшение отражает серьезный экономический кризис, с которым столкнулась украинская экономика. Прибыльных предприятий все меньше.

В доходах от государственных органов и предприятий следует отметить сокращение взноса НБУ с 28.3 до 22.8млрд.грн

Сокращение доходов Правительство компенсирует новыми налогами юв частности, ростом акциза на 8млрд.грн или на 21.6% Основной роста стал импортный акциз, который увеличился на 81%.

Из графика видно, что основой роста сбора акцизов стал акциз, взимаемых при импорте нефтепродуктов. Выросли, хоть и незначительно, сборы акцизов на табак и пиво. При этом сбор акцизов на алкоголь и траспортные средства не увеличился. хотя, например, величина акциза на водку,и вино выросла.

Выросли также платежи за использование природных ресурсов, которые были сильно увеличены в середине года. Сбор увеличился с 29 до 32млрд.гр.

Увеличилось поступление местных налогов с 7.3 до 8.5млрд.грн. среди которых существенную роль играет единый налог на предпринимателей-физических лиц - 5.4млрд.грн.

Доля поступлений в бюджет и социальные фонды, основой которых являются средства граждан

Доля граждан, за счет средств которых выплачиваются ЕСВ, НДС, большая часть акцизов, административных сборов, а также весь налог на доходы физических лиц, держится на уровне 67% и постоянно увеличивается.

Основными расходами государства остаются социальные и пенсионные.

Расходы на социальные и пенсионные нужды несколько уменьшились в сравнении с 2013г., но продолжают составлять 45.2%

Некоторое сокращение расходов на медицину и органы власти, существенное сокращение расходов на экономическую деятельность компенсированы ростом затрат на оборону и выплату долгов.

Расходы на экономику сократились практически по всем составляющим.

Компенсация к цене угля упала в 2 раза (вместе с добычей угля), расходы на дорожное строительство несколько увеличились. Сократились расходы на сельское хозяйство, научные исследования.

Объем произведенного ВВП, без учета оккупированных территорий, составил 1566.7млрд.гр.

Расходы государства с учетом 5млрд.гр кредитов и 98млрд.грн. выданных Нефтегазу составила 51.5% от ВВП