Производство вагонов в Украине падает, за ним падает машиностроение

Производство грузовых вагонов в Украине, по сведениям Госкомстата, снизилось за 4 месяца 2013г. на 39.4% с 16.9 до 10.4 т.шт.

И промышленное производство за 4 месяца также упало к аналогичному периоду предыдущего года на 4.2%, в т.ч. перерабатывающая промышленность - на 5.9%, а машиностроение - на 13.1%

Падение производства грузовых вагонов началось в 2012г. , когда было произведено 47т.шт вместо 52.3т.шт в 2011г. (падение на 11%) Промышленное производство в целом в 2012г. уменьшилось в сравнении с 2011г. на 1.8%, в т.ч. машиностроение на 6%.

Динамика производства вагонов за 2005-2013гг представлена в Таблице 1 и на Графике 1

Таблица 1 Производство вагонов в Украине в 2003 - 2012гг

 
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
22.7 23.0 21.6 19.9 31.5 30.2 12.7 39.6 52.3 47

Производство вагонов устойчиво росло в период подъема, резко упало в кризис 2009г., к 2011г. значительно превысило докризисный уровень. В 2012г. новая волна кризиса вызвала новый спад, углубившийся в 2013г.

Динамика производства грузовых вагонов в 2012-2013гг представлена в Таблице 2, Графиках 2, 3

Таблица 2 Производство грузовых вагонов в Украине в январе-апреле 2012-2013гг

 
  январь февраль март апрель
2013г., т.шт. 2.7 2.5 2.5 2.7
2012г., т.шт. 4.3 3.6 4.3 4.7
2013 / 2012, % 62.8 68.6 58.1 58

 

Если в общем объеме промышленного производства наибольшую роль играет черная металлургия, а в последнее время, еще и пищевая промышленность, то в украинском машиностроении главные позиции занимает производство вагонов.

В таблице 3 приведены данные по объему реализации продукции машиностроения и удельному весу в нем производства грузовых вагонов.

Объем реализации продукции машиностроения в 2011-2013гг

 
млн.гр. 2011 2012 1-й кв. 2013
Машиностроение 134815.2 140569.3 24091.2
 в т.ч. подвижной состав ж/д   42271.4   45011.1   7052.6
% грузовых вагонов в реализации продукции машиностроения     31.4     32     29.3

Т.о. производство подвижного состава железных дорог (грузовые вагоны составляют наиболее существенную его часть) дает до 1/3 общей продукции украинского машиностроения и в кризис эта цифра уменьшается незначительно.

В экспорте машиностроительной продукции удельный вес грузовых вагонов также значителен, что.отражено в Таблице 4 и Графиках 4, 5

Экспорт продукции машиностроения из Украины 2006-2013гг, т.$

 
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 1-й кв-л 2013г.
Машиностроение 5559.3 8483.6 10908.2 6889.5 9185.2 11897.5 13286.6 2746.5
  в т.ч. производство грузовых вагонов   710.4 1330.9   1826.2   489.5 1913.4   3038   2908.4   486.4
% грузовых вагонов в экспорте продукции машиностроения   12.8   15.7     16.7     7.7   20.8     25.5     21.9   17.7

 

Из приведенных данных видно - экспорт грузовых вагонов составляет до четверти объема экспорта всего украинского машиностроения и колебания этого экспорта в зависимости от мировой конъюнктуры, вызывает аналогичные колебания производства и экспорта всей машиностроительной отрасли.

Основная часть экспорта украинских вагонов приходится на Россию. Во времена подъема доля России составляет более 85% украинского экспорта вагонов, в период кризисов - до 60%. Основная часть остального экспорта приходится на Казахстан, чье потребление вагонов более равномерно.

В 2012г. Россия ввела запрет на поставку вагонов на основе металлоконструкций ряда украинских заводов - Кременчугского сталеплавильного и Азовмаша.  И хотя предъявлялись претензии к поведению металлоконструкицй в условиях холода, причина запрета была в ином.

Так, например, производство магистральных грузовых вагонов в России в январе-апреле 2013 года снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 20,3 проц до 17,9 тыс штук.

При этом в апреле 2013 года произведено 4,9 тыс магистральных грузовых вагонов, что на 18,9 проц меньше, чем в апреле 2012 года, и на 7 проц больше, чем в марте текущего года.

Пока российские грузовые операторы активно меняли грузовой парк, российские заводы не могли справиться с заказами и привлекались украинские предприятия. Как только в условиях кризиса перевооружение замедлилось, стало не хватать заказов российским заводам, украинские оттеснили. Но, поскольку грузовые операторы в России частные, многие привыкли работать с украинскими предприятиями, российская власть применила силовые меры по поддержке своих производителей вагонов.

Производство вагонов занимает высокий удельный вес в экономике, оно дает работу металлургам, энергетикам, предприятиям других отраслей. В то же время, это производство с невысоким уровнем добавочной стоимости, не использующее сложных технологий, не требующее высокой квалификации работников.

Значение этого производства для украинской экономики остается недооцененным общественным мнением. Говоря о машиностроении, обычно имеют в виду интеллектуальную, технически сложную продукцию с высокой долей добавочной стоимости. В условиях Украины это часто не так.

Производство технически не сложной, но материалоемкой продукции для рынков сырьевых стран делает экономику Украины такой же заложницей мировой конъюнктуры, как и производство полуфабрикатов.

Все, что пользуется спросом, следует производить. Но высокий удельный вес технически несложной продукции с невысокой добавочной стоимостью не дает стране перспектив роста экономики и жизненного уровня населения.

Статистику изучал В.Рапопорт