У богатых свои причуды фрутализм

В Германии набирает популярность фругализм. Это не «гибрид» пофигизма с эгоизмом, а, выражаясь литературно, тенденция прекратить активно работать по достижении 40-летнего возраста, сообщает Русская Германия.

В переводе с английского слово «frugal» означает «скромный», «простой», «экономичный». Главная цель фругалистов, как они её формулируют, «поскорее накопить капитал для отхода от трудовой активности и обретения более здорового образа жизни вдали от общества потребления». Эти перспективы прельщают молодых, экономически активных людей, которые принимают решение работать меньше, даже если при этом придётся меньше зарабатывать. Как и многое другое – движения свингеров, байкеров, феминисток и ЛГБТ, а также СПИД, психоделики и тому подобные «новации», – фругализм пришёл в Европу, в том числе и в Германию, из США, где он зародился вскоре после финансового кризиса 2007 года. 

Социологи Института изучения трендов будущего (ITZ) в Гейдельберге характеризуют фругалистов как «группу людей, которые хотят жить радикально независимо от статуса, но без шика». Сами же фругалисты большей частью позиционируют себя как «метросексуалы, застигнутые кризисом среднего возраста». В силу привычки они знают, как остаться своим для «правильного» общества, а в силу новых финансовых обстоятельств (проще говоря, сократившихся доходов) умеют не опустошать при этом свой кошелёк. Фругалисты – не просто умные покупатели, знающие «правильные» места и отмечающие в календаре дни распродаж – это люди, умеющие без радикального изменения образа жизни существенно сократить свои траты. Фругалисты скрупулёзно ведут бюджет, без стеснения торгуются, любят слово «оптимизация» и делают всё для того, чтобы «оставаться в тренде, типичном для своего поколения». 
По мнению эксперта по структуре потребления, доктора философии из Университета Лозанны Фанни Париз (Fanny Parise), «эти новые тенденции многое говорят о современном обществе. Деньги и факт потребления являются уже не самоцелью, а лишь средством достижения более правильного образа жизни. Идеология культа результата как социальной успешности постепенно исчезает, потому что люди оказываются перед лицом их собственных поражений – профессионального выгорания, снижения уровня жизни, нового засасывания в болото повседневности. Но такой образ жизни вряд ли удовлетворит людей с невысокими доходами. Важно напомнить, что движение фругалистов касается в первую очередь среднего класса и высшего слоя общества». 
Как следует из результатов исследования, проведённого экспертами Института экономики и социальных наук при фонде им. Ханса Бёклера (WSI), каждая десятая семья в Германии могла бы жить на свои сбережения около 13 лет – при условии, что уровень их жизни не изменится. Пять процентов домохозяйств могут растянуть свои накопления лет на двадцать. Но 30% домохозяйств исчерпают свои резервы в течение нескольких недель, в лучшем случае – нескольких месяцев. 
«В этой группе наименее защищёнными являются родители-одиночки и их дети, – говорит научный сотрудник WSI Анита Тифензее (Anita Tiefensee). – Вести жизнь фругалиста предполагает наличие регулярного, надёжного дохода, который значительно выше прожиточного минимума. Но такой уровень материального достатка далеко не у всех. К тому же существуют и непросчитываемые риски – потеря работы или длительная болезнь». 
Фругалисты эффективно используют каждый свой евро. Это миф, что они, перестав работать, скучают на пляже. Без активности и значимой занятости никто из них не живёт. Кто-то работает неполный рабочий день, кто-то – неполную неделю. А в качестве самозанятого работника фругалист может брать только те задания, которые приносят ему удовольствие. Некоторые фругалистские правила жизни подходят и всем другим людям – например, их отношение к вещам.     

Правило первое: не покупайте модных вещей. Мода – это дань пошлой улице, это способ выманивания ваших денег. Покупайте только то, что вам действительно нужно. Если хоть немного сомневаетесь – уходите из магазина без покупки. Никогда не пожалеете, что не купили! 
Второе: ограничьте свой гардероб вещами трёх цветов и минимумом брэндов. Не покупайте вещь, если она требует новых аксессуаров и новой обуви! 
Третье: Купив обновку, немедленно избавьтесь от подобного старого. Из вещей, которые вам надоели, оставляйте только хорошие по качеству! 
И правило четвёртое: если собираетесь на шопинг, замрите и подумайте: а не сходить ли вам в музей или не отправиться ли вам на прогулку в лес или в турпоездку? В конце-то концов, какая разница, сколько лет вашим кроссовкам, если вы гуляете в них по Парижу, Венеции или Риму!




Сергей Дебрер Русская Германия № 37,14.09.2018