Новый закон о налогообложении, принятый 20.05.2010 еще не подписан Президентом. Спикер Литвин обещает переголосовать образовавшееся там противоречие. Поэтому его окончательный вид пока неизвестен. Однако, политический анализ его содержания и процедуры принятия уже возможен и необходим.

Широкой общественности этот закон известен из-за повышения акцизов на спиртное, табак, нефтепродукты. Рост акцизов на нефтепродукты вызовет их рост на все, хотя в законе есть пункт, предложенный коммунистами о необходимости удержать цены на прежнем уровне. Депутаты не хотели его голосовать, председательствующий Мартынюк несколько раз ставил на голосование и продавил. Но пункт вызвал у самих депутатов смех, все понимают, что он не реален. Внесение таких пунктов в закон разрушает правовое поле в стране.

Цены вырастут на все, что связано с бензином и дизтопливом, но не только. Повышены выплаты за добычу минерального сырья, что повысит цены на кирпич, цемент. Интересно, что огнеупорный материал, нужный для тяжелой промышленности, не подорожал. В Украине и так строительство дороже, чем в богатых странах Европы, станет еще дороже.

За использование воды, входящей в состав напитков (не сказано, что алкогольных, т.е. всяких) сбор увеличен: если вода поверхностная с 3 до 21.6гр, если подземная – с 3.5 до 25.2гр за м3. Депутат Джоджик дал справку, стоимость платы за м3 в соседних европейских странах в пересчета на гривну: «в Болгарії – 0, в Чеській Республіці – 0,53, Угорщина – 0,42. Середній податок країн Східної Європи – 0,975». Во Франции 1гр. В Белоруссии 15гр, в результате она заполнена российскими и украинскими напитками. Украинские производители долго вытесняли со своего рынка иностранцев.

Теперь, судя по всему, пойдет обратный процесс. Причем разработчики закона надеялись получить за счет новой нормы 154млн.гр. Поскольку депутаты урезали плату втрое (разработчики просили увеличить сбор до 60гр/м3), то бюджет от разгрома украинских производителей напитков получит лишь 50млн.гр. А может ничего не получит, если производители напитков остановят производство или договорятся с налоговой.

Но есть в законе пункты, касающиеся каждого предпринимателя.

Например, п.22.3. У 2010 році у складі валових витрат платника податку враховується 20 відсотків суми від’ємного значення об’єкта оподаткування з податку на прибуток, яке утворилося станом на 1 січня 2010 року

Поправки депутатов позволили пообещать, что в 2011г. все вернут. Но в 2011г. будет новый бюджет и в нем – свои пункты. Не было еще такого, чтобы что-то возвращали.

Более того, юридическое управление ВР обратило внимание, что в Законе “Про оподаткування прибутку підприємств” уже есть п. 22.3 на другую тему.
Чтобы было понятно, в 2009г. общий убыток предприятий всех отраслей составил 130593.6млн.гр.

По закону о налогообложении они имели право в 2010г. на сумму своего убытка уменьшить доход к налогообложению. Теперь они могут взять только 20% этой суммы. Конечно, эта сумма не придет в бюджет, ведь предприятие убыточное в прошлом году не обязательно станет прибыльном в текущем. Более того, указанная сумма – это финансовый убыток. Для целей налогообложения учитывается меньшая цифра, 75млрд.гр. убытка. Разработчики закона надеются благодаря новой норме дополнительно выжать из экономики 4.5млрд.гр. Ради этого те предприятия, которые в прошлом году были убыточные, а в этом стали получать прибыль, добьют.

Чтобы быть объективными, надо отметить, что данный пункт имеет богатую историю. В 2009г. Правительство издало Постанову № 427 от 22.04.2009. В соответствии с ней "сума від’ємного значення об’єкта обкладення податком на прибуток підприємств, що виникла за результатами 2008 року, не підлягає включенню до складу валових витрат платника податку у податкових періодах 2009 року".

Т.е. 100% убытков 2008г. Правительство попыталось не учесть в налогообложении 2009г. Не дожидаясь регистрации постановы, ГНАУ разослало телеграмму на места с требованием применять ее. Потом, телеграмму отозвали, Постанова исчезла со всех сайтов, а в июне вышла под тем же номером совсем другая Постанова.

Поскольку порядок урегулирован законом, менять его постановой Кабмина незаконно. А большинства в ВР Тимошенко не имела. БЮТ внесло проект закона 5513 от 13.01.2010 с тем же самым предложением. Там были гораздо более драконовские меры, включая ежемесячную авансовую уплату налога. Новое Правительство большинство имеет и то же самое в слегка смягченной форме принимает. Как видим, ход мысли не изменился.

 

Дальше больше.

 

Закон дал налоговикам неограниченные права давить на налогоплательщиков. То, что ранее они делали незаконно, стало законом.

Поправка депутата Хомутинника позволяет в 1.5 раза увеличит сроки налоговых проверок, и дополнительно до 30 дней приостанавливать проверки. Голосование за нее сначала не дает результата, 224 голоса. Председательствующий Мартынюк возвращается к голосованию, и повторное голосование дает необходимые 235 голосов.

Притом, что эта поправка не рассматривалась в 1-м чтении, с точки зрения закона о Регламенте эта поправка незаконна. Но кого в ВР ограничивал закон?
Другим пунктом налоговой милиции дается право беспрепятственно посещать рабочие места и находиться там сколько им захочется, получать любую информацию от сотрудников, проводить внеочередные проверки без предупреждения.

Депутат К.Ляпина предложила убрать данный пункт, объяснив, что есть уже закон „Про державний контроль і нагляд”, который регламентирует получение информации контролирующими органами. Она обращается к бизнесменам в зале – «ми ж ваш бізнес захищаємо. Невже у вас розуму не достає зрозуміти цю просту річ? Та вас завтра не буде точно так як і всіх інших бізнесів».

Происходит чудо, зал поддерживает Ляпину. Председательствующий Мартынюк предлагает переголосовать – зал против. Мартынюк напоминает членам коалиции, что надо слушать его, а не Ляпину. «Народні депутати, ви менше слухайте крикунів у сесійній залі, а слухайте ведучого. Якщо ви хочете, щоб засідання Верховної Ради проводив не головуючий, а представники „Нашої України”, то ви, будь ласка, садіть його до Президії і голосуйте так, як вони вам пропонують, якщо вам не треба головуючий. Тому ще раз ставлю на голосування пропозицію». Окрик возымел действие, бунт бизнесменов подавлен. Зал соглашается переголосовать и отклоняет поправку Ляпиной.

К чести депутатов следует отметить, что они вычеркнули между 1 и 2 чтениями несколько драконовских мер. Так, в законе про НДС не прошел пункт про трехмесячный срок предоставления налоговых накладных для учета в налоговом кредите или обязательное использование электронной отчетности. Следует отметить, эти пункты уже пыталось ввести своими Постановами Правительство Тимошенко. Эти Постановы были впоследствии заблокированы Президентом Ющенко.

Исключили депутаты и пункт, который требовал от банков следить за уплатой налогов с физических лиц при выдаче клиентам налички. Это банкиры пролоббировали, т.к. им не хотелось выполнять несвойственные функции и контролировать хозяйственную деятельность своих клиентов. Подобную попытку ГНАУ уже предпринимала в декабре 2009г. при прошлом Правительстве и тоже банкиры отбили.

 

Выводы для среднего класса


Предприниматели стонали от беззаконий, творимых прежним Правительством и руководством ГНАУ. Новое Правительство мало чем отличается от прежнего. Даже на должность министра финансов Тимошенко трижды в течение 2009г. предлагала Ф.Ярошенко, который стал министром финансов в Правительстве Азарова и представлял законопроект.

Пока власть принадлежит чиновникам, разделенным между ПР или БЮТ и мигрирующих между ними, ничего не изменится. Пока средний класс голосует за них на выборах, пока эти партии меняют друг друга, конкурируют друг с другом, устраивают между собой ожесточенные бои местного значения, можно получать удовольствия от этого шоу, но нельзя ждать перемен. Взгляды на жизнь, управление, отношения в обществе у этих партий не отличаются.

Людям, желающим и способным работать и зарабатывать, а не просить и вымогать, нужно поддерживать свою партию (одну или разные). В стране есть множество партий и политиков. Способны ли они выполнять функции партии среднего класса, проверить не удалось, т.к. на выборах никто кроме ПР+БЮТа достаточно голосов пока не получал.

Единственный Премьер за последние годы, который был лоялен к людям дела, Ехануров, не был поддержан на выборах, его партия не получила достаточно голосов для формирования Правительства. Последовательно против драконовских законов чиновников выступали только часть депутатов от НУ, не входивших ни в предыдущую, ни в новую коалицию. Если есть сомнения в способности нынешних партий защищать интересы среднего класса, следует объединяться и создавать новую. Возможен другой путь – массовый приход предпринимателей и специалистов в ранее существующие, выборы региональных руководителей и делегатов на съезд, замена руководства. Тем более, что многие из этих партий не имеют реальных местных организаций. Нельзя заворожено продолжать голосовать за чиновничьи партии ПР и БЮТ. Они достаточно ясно показали, что их не интересует ни судьба страны, ни развитие, ни бизнес. Крупные откаты на бюджетных деньгах и разрешениях, мелкие подачки малообеспеченным – вот все, что они умеют и благодаря чему остаются у власти. Игнорирование законов (последний пример – неоднократное нарушение закона о Регламенте ВР при принятии упомянутого закона), командование судами, невыполнение обещаний – их стиль работы.

Тех, кого относят к среднему классу, в стране не так мало. Но каждый такой человек, специалист, предприниматель обычно пользуется уважением окружающих. Его авторитет может и должен привлечь сторонников партии среднего класса, обеспечить ей достойный результат на выборах, фракции на местах и ВР, способные остановить чиновничий произвол. Надо только понять, что никаким другим образом его остановить не удастся. Все эти «я договорюсь, у меня там есть знакомый» не работает. Оно помогает в конкретной ситуации. Но с каждым годом сокращает возможности свободного и результативного труда. С другой стороны, вера в кого-то, кто придет и решит проблемы, тоже должна, наконец, иссякнуть, сколько же можно наступать на эту кочергу. В сегодняшних условиях легче прийти в политику обещая бедным и бюджетникам выплаты и раздачи, ставя на должности, чем принимая нужные законы, выстраивая нормальные отношения в обществе. Только партии созданные и финансируемые средним классом имеют шанс отражать его интересы, изменить систему власти. Описываемое голосвание это ярко показало.

Влад Харьковский