От чего рейтинг у популистов

Власть боится проводить реформы, чтобы не упал рейтинг. Из-за торможения реформ рейтинг падает. Давно замечено, реформы у нас еле ползут, и в последнее время все медленнее, потому, что каждой сопротивляется та часть населения, которую эта реформа затронет.

Медицинскую реформу блокируют врачи, образовательную преподаватели, пенсионную нынешние пенсионеры и те, кому скоро выходить на пенсию и т.д. Те, кто привык жить и работать как сейчас, кто научился использовать недостатки нынешней системы для получения легальных и нелегальных доходов и не хочет или даже не сможет по уровню своей подготовки работать в иных условиях. Или чей пусть небольшой, но устойчивый доход уменьшится.

При этом у возможных выгодополучателей реформ нет желания и воли самоорганизоваться и лоббировать реформы, их поддерживают, в основном, эксперты, видящие тяжелые перспективы страны при их отсутствии.Тот, кто страдает от старых порядков, ищет то, что его устраивает зарубежом.

А у власти не хватает ни воли, ни умения преодолеть сопротивления, объединить сторонников реформ и опереться на них. Наоборот, пытаются опереться на противников.

Говорят, если проводить реформы - победят популисты. А если не проводить, кто победит?

И, странное дело, все чаще слышишь – реформы ущемляют многих тех, кто к ним не готов, поэтому нельзя их проводить, иначе победят популисты. В результате реформы не идут и популисты побеждают без реформ.

Вот, например, уменьшение бюджетных расходов.

Это не реформы, но подготовка к ним. Без такого снижения реформы тормозят, получаются недоделанными и не приносят результата.

Во-первых, потому, что большинство бюджетных расходов – пустое выкидывание денег, приносящее очень мало общественных пользы.

Во-вторых, потому что возможностей бюджета не хватает на выполнение обязательств государства. С одной стороны получается коррупция (недостающие деньги с общего согласия достают по непрозрачным схемам). С другой - из экономики и людей выжимают больше, чем они могут дать (отсюда завышенные ставки налогов, противозаконные способы взимания).

Одни уходят в тень, снижают легальные объемы, выводят средства и бизнес зарубеж. Другие увеличивают штрафы, акцизы, минимальные зарплаты, требуют кассовые аппараты.

Но снизить доходы и расходы бюджета все равно нельзя. А то победят популисты. Нельзя, например, повышать пенсионный возраст. Зато можно облагать налогом пенсии работающих пенсионеров и удваивать минимальную зарплату.

Но и много другого нельзя.

Нельзя снимать мораторий на продажи с/х земли. А то Тимошенко собрала демонстрантов в Киеве со всей страны. А тут власть бах – и продлила мораторий. И популисты остались ни с чем. А страна - без рынка земли.

И стипендии снимать со студентов нельзя. Студенты – поддержка реформаторов. А без стипендий они реформаторов не поддержат, естественно. Правда, при наличии стипендий наиболее активные едут учиться зарубеж, стипендий там не получают, и еще и платят за учебу. А мы тут остаемся с получателями стипендий.

И медицинскую реформу нельзя проводить, врачи по-другому не умеют, бедные проголосуют за популистов.

Самый серьезный довод – результаты реформ станут видны не скоро, а от сокращения затрат бюджета люди обеднеют сразу. И популисты сразу же победят, не дожидаясь результатов реформ. Досрочные выборы, 3-й Майдан и т.д.

Что интересно, реформ как таковых еще не было. Пока была только подготовка.

1. Государство перестало доплачивать за коммунальные тарифы.

2. Удалось сбалансировать в приемлемых рамках бюджет, собрать в нем все расходы государства, более-менее выровнялся платежный баланс.

3. ЕСВ было сокращено до 22%, что частично компенсировали удвоением минимальной зарплаты.

Пожалуй, все перечислил.

Все остальное только заявлено и делается такими маленькими шажками, что результатов со стороны увидеть невозможно. Приватизация стоит, рынка земли нет, инвестиции не идут, расходы государства превышают 40% ВВП, налоговики своевольничают, подключение к сетям – непреодолимая проблема, работающие не могут накапливать на старость, ведомства, которые обещали закрыть, продолжают работать, реформа медицина осталась в спорах, реформа высшей школы - на бумаге.

Расходы бюджета не сокращаются. Даже попытки – не оплачивать питание в больницах или стипендии студентам не прошли. А рейтинг популистов растет. Рейтинг Тимошенко превысил президентский, рейтинг бывших регионалов не намного отстает. На горизонте маячит Ляшко. Никого из «новых реформаторов» нет рядом и близко.

Почему?

Потому что отсутствие реформ плохо всем. Недавнее исследование ЕБРР показало: Украина – единственная страна бывшего соцлагеря, в которой после распада СССР ухудшилось положение всех, причем, примерно в равной мере (изучались крупные слои населения, отдельно миллионеров или высших чиновников, конечно, никто не рассматривал). Не уверен в точности их подсчетов. Но такой результат из всех постсоциалистических стран показала только Украина.

Возможно, для 25лет результат и сомнительный. Но для наших 3-х – очевидный. В результате боязни реформ, в результате торможения реформ, в результате реформ по принципу шаг вперед – 2 шага назад, не выиграл никто. Нет ни одной социальной группы, которая бы сказала, что она выиграла и была бы готова активно поддерживать нынешнюю власть (в данном случае речь не про активистов, а про большие социальные группы).

Патерналисты выиграть не могли. Ведь раздача не увеличивалась, а кое-где и уменьшалась. И, главное, риторика нынешней власти реформистская. Не «Я Вас захищу», не «раздам 1000грн», «покращення вже сьогодні», а «реформы», «европейский выбор», «условия для бизнеса», «инвестиционная привлекательность». Они же не знают, что это только слова. Но они чувствуют, режим не их. И никакие повышения минимальных зарплат и пенсий не помогает – не поддерживают.

Экономически активные слышат много хороших слов и могли бы поддержать власть. Если бы за словами шли дела. Но вместо этого идут кассовые аппараты, повышение минимальной зарплаты, штрафы за нарушения, сохранение налоговой полиции и налогового террора, произвол регуляторов и те же налоги.

Например, пенсионеры. Они ведь разные бывают. Пенсионный возраст повышать нельзя, невысокие пенсии (тем, кто не заработал больших сумм) индексируются. Если, конечно, не заработавший большую пенсию и сейчас не работает.

Тому пенсионеру, который зарабатывал в белую больше, пенсию не индексируют. А если он работает, то еще и снимают 15% и фактически не позволяют работать при зарплате до 3200грн. (во всяком случае, легально получать такие зарплаты за полный рабочий день теперь нельзя) Т.е. получал пенсионер 3000 пенсии и 2000 прирабатывал (пенсионеру хватало, было хорошей добавкой) – больше не будет прирабатывать. Мешать работающему пенсионеру зарабатывать, и снимать с него 15%, можно. А повышать пенсионный возраст и не индексировать маленькие пенсии нельзя.

Власть, фактически, говорит: «Я не с теми, кто работал раньше и хочет продолжать. Я с теми, кто не работал, и работать не хочет. Я тех не обижу».

То же самое со студентами. Забрать стипендии нельзя. А вот не давать подработать при зарплате меньше 3200 можно (студенту без стажа и опыта 3200 не часто платят). Власть не на стороне желающих работать, а на стороне желающих бюджетных выплат. Кого боится власть? Патерналистов. На кого делает ставку? На патерналистов.

Кого власть игнорирует? Экономически активных. Кого власть реально ограничивает? Работающих, создающих и зарабатывающих. В результате ее рейтинг падает. Популисты не поддерживают и экономически активные не поддерживают. У популистов есть политики работающие для них. У экономически активных своих политиков нет, и они не идут на выборы.

- Почему голосуют одни пенсионеры? Где же молодежь, где же предприниматели?

Ну как молодежь может голосовать за власть, при которой для самореализации надо уезжать?

Как предприниматели могу голосовать за власть налоговиков и прочих контроллеров?

Они и не голосуют. Ни за кого. Не идут на выборы. Явка 40-50%, победил популист или раздатчик гречки. Как же так? А так. Без реформ молодые и экономически активные массово власть не поддержат. Пока реально не увидят заработавшие лифты и появившиеся возможности самореализации тут, в Украине – не поддержат.

Сколько времени нужно, чтобы люди увидели - фирмы работают, зарплата растет?

И про сроки. Мол, ухудшения для привыкших к бюджетным выплатам и старым порядкам наступит сразу, а улучшение от реформ через много лет.

Ну, во-первых, о реформах со скоростью улитки, говорится уже года 2. Уже бы заметили улучшения, если бы они были.

Во-вторых, есть вещи, которые дают эффект немедленно. Например, легализация рынка земли сельхозназначения или массовая приватизация укрепит гривну в самый короткий срок и все, кто получает доход в гривне, ощутят улучшение. Сразу его почувствует и банковская система. Ведь курс гривни определяется ценностью и количеством того, что за нее можно купить. За гривню сегодня нельзя купить сельскохохзяйственную землю, большое количество производственных активов, акции и другие ценные бумаги. Пользоваться землей и зданиями, оборудованием и сооружениеями можно если с начальством договоришься. Купить за гривню нельзя. Отмена запрета, выход на рынок земельных участков, производственных и офисных активов укрепит гривню сразу, курс вырастет, тарифы, в основе которых цена топлива, упадут или, хотя бы, прекратят расти.

Ослабление валютных ограничений экспортеры (и все кто там работает или связан договорами) почувствуют сразу. Экспорт увеличится, доходы и зарплаты экспортеров - также вырастут в самые сжатые сроки.

В-третьих, для кого улучшение? Для тех экономически активных, кого реформы коснутся непосредственно, эффект будет сразу.

Приход иностранных и внутренних собственников в конце 1990-х - начале 2000-х позволил достаточно быстро погасить долги по зарплатам, увеличить доходы людей и занятость.

Приход таких собственников сегодня также ощутился бы сразу, во всяком случае, для тех, кого бы это коснулось.

Но вот статистика показывает, оказывается, с 2015-го года в Украине открылись 54 предприятия (большинство из которых зерновые терминалы и другие объекты сельской инфраструктуры), а сейчас строится 23 таких объекта. Это на 24 области и город Киев!!! Даже не в каждой области.

В то же время предприятия и бизнесы закрываются, причем часто не из-за кризиса. Правоохранительные и контролирующие органы урезали не меньше нормально оплачиваемых рабочих мест, чем кризис. Тем более, кризис закончился, а менты и налоговики – нет! :(

Невозможно даже посчитать, сколько успешных бизнесов и хорошо оплачиваемых рабочих мест не допустили чиновники и контроллеры. Скольких иностранных инвесторов отвадили, сколько украинцев отправили зарубеж. Что удивляет - еще немало остается энтузиастов, пытающихся что-то создать тут, в Украине. И постепенно, месяц за месяцем, то у одного ,то у другого кончаются силы и терпение. Ведь рядом страны, в которых можно создавать и работать без преодолдения бюрократических препятствий.

И нам говорят, что если бы этого не произошло, если бы у активных украинцев и иностранцев, желающих работать и создавать тут начало получаться, народ не увидел бы изменений? Сначала, увидели бы они сами, тут, в Украине, а не зарубежом. Дальше увидели бы подрядчики и поставщики. Следом увидел бы тот, кто нашел бы там себе работу и доход. Потом их родные и знакомые, включая родителей пенсионеров и детей-студентов или школьников. Им бы не повысили пенсию или забрали стипендию? А отец-сын нашел хорошую работу и высокую зарплату. Еще неизвестно, что бы перевесило. Вместо этого, пока вы читали этот материал, еще один украинский специалист или предприниматель, устав от безуспешных попыток в Украине, отправился заграницу.

О реформах размышлял В.Рапопорт