Узбекистан остановил украинский экспорт в ответ на расследование Украины против Равона

Протекционизм вреден в первую очередь той стране, которая его вводит. Протекционизм - это лоббирование интересов неспособных конкурировать. Ответные меры ударят по более конкурентным отраслям.

Эти истины известны со времен А.Смита. Но как доходит до дела. о них забывают.

Украина практически не выпускает автомобилей.

Когда-то в 1990-х корейская ДЭУ создавала производства в странах бывшего СССР. В частности. в Украине - в Запорожье. И в Узбекистане создала (возможно, кто-то помнит рекламу "я узбека люблю"). Потом ДЭУ разорилась. Ее узбекский завод перешел к Дж.Моторс. С 2015г. он начал активное производство автомобилей Ravon, Sitroen, в 2017г. выпустил 135.5т.шт.

Украинский завод АвтоЗАЗ в это время пытался производить разные китайские модели, не слишком успешно, и в 2018-м прекратил производство автомобилей.

Узбекский завод активно экспортирует автомобили в страны быв. СССР, в т.ч. в Украину. Так в 2017г. в Украину из Узбекистана было по данным Укрстата ввезено 2 823 авто с объемом двигателя от 1 тыс. куб. см до 1,5 тыс. куб. см на $15,3 млн. Не слишком много, ведь весь импорт легковых авто в Украину составил 154.4т.шт на сумму 2млрд.77млн.$ Т.е. доля Узбекистана - по штукам меньше 2%, по деньгам - меньше 1%

И тут давно ничего не выпускающие украинские автопроизводители подали жалобу и Межведомственная комиссия Украины по международной торговле начала антисубсидиарное расследование. Действительно, в Узбекистане заводу создают льготные условия. Нечестная конкуренция. Непонятно, правда, с кем конкуренция. С пустым местом? Ведь в Украине автомобили собирает единственный завод и это автомобили Шкода несколько иного класса.

Что из этого вышло?

За 9 месяцев 2018г. доля Узбекистана резко упала - меньше 1%. Причем все они были импортированы в 1-м квартале. После чего импорт остановился.

За 2017г. Украина продала в Узбекистан продукцию на 167млн.$, а купила на 122.7млн.$ Т.е. продала больше на 44.4млн.$ Не тка много стран, с которыми у Украины профицит в торговле товарами.

Что продавала? На 1/3 это фармацевтическая продукция, на 15% - машиностроительная. А с 2017г. резко увеличились продажи в Узбекистан украинского сахара - до 5.2млн.$

Что покупала? На треть - удобрения, на 16% цинк, на 12% автомобили, на 9.5% хлопок.

За 9 месяцев 2018г. ситуация для Украины еще улучшилась. Экспорт в Узбекистан вырос на 82.6%, импорт - только на 11% При этом сахар уже составил треть экспорта - на 78млн.$, увеличилась доля машиностроения, начали продаваться ж/д вагоны. Казалось бы живи и радуйся, моли Бога, чтобы Узбекистан не начал защищаться от украинского экспорта.

Но нет, несуществующие автомобилестроители подают жалобу, ее начинают расследовать.

Узбекистан - простые люди, в ВТО не входят. Они просто остановили украинский экспорт. В частности, сахар не принимается и не растамаживается.

Что приобрела Украина от попытки протекционизма?

Автомобильные заводы как не работали. так и не работают, им остановка продаж Равонов не поможет.

Зато Украина потеряла рынок для своего сахара и торгового партнера, с которым был профицит в торговле.

Вот такой протекционизм.