Жители Гамбурга решили выкупить у частных компаний энергетическое хозяйство города.

Немецкая демократия проявила характер: жители северного города с земельным статусом приняли решение, противоречащее интересам экономического истеблишмента и призывам практически всех ведущих политических сил Гамбурга, ставшее также заметным ударом по политике правящего бургомистра Олафа Шольца (Olaf Scholz). Социал-демократ призывал народ не идти на поводу у сторонников возвращения сетей газового и электроснабжения в муниципальные руки. Главу правительства поддерживали оппозиция в лице Христианско-демократического союза и либералов, экономические объединения, торгово-промышленная палата и Союз налогоплательщиков, а также производственный совет компании Vattenfall – одного из нынешних владельцев концессии на эксплуатацию гамбургской энергетики. Вопрос о возвращении энергетического хозяйства в городские руки вынесли на референдум представители гражданской инициативы «Наш Гамбург – наша сеть» (Unser Hamburg – Unser Netz), объединившей защитников прав потребителей и экологических активистов, ряд церковных организаций, а также городских «левых» и «зелёных». Ныне «возвращенцы» празднуют успех, хотя победа рискует оказаться пирровой: решение, принятое волей 50,9 процента гамбуржцев против 40,1, было и остаётся спорным.

Рекоммунализация – таким термином называется возвращение муниципального энергетического хозяйства в прежние руки. Многие немецкие коммуны и города, из-за управленческих неудач или роста задолженностей, в своё время проводившие приватизацию сетей газового и электроснабжения, столкнулись со значительным, а то и неправомочным ростом тарифов на коммунальные услуги.

Самый известный пример здесь – Берлин: жители немецкой столицы годами платили за перешедшее в частные руки водоснабжение втридорога – вода обходилась берлинцам дороже всех в стране, о чём неоднократно рассказывала читателям «РГ/РБ». Вызванные ростом тарифов недовольство и гражданские протесты зачастую вынуждают власти принимать политические решения, которые идут вразрез с экономической эффективностью – в частности, обратный выкуп бывшего муниципального хозяйства, подорожавшего за годы в разы, но совершенно необязательно модернизированного, вряд ли может быть выгоден в долгосрочной перспективе, о чём во всеуслышание предупреждали гамбуржцев экономисты.

Тем не менее гамбургскому Сенату, следуя воле незначительного большинства жителей земли, придётся истратить миллионы на покупку бывшей земельной собственности, а также заново учить муниципальных менеджеров рачительно хозяйствовать ею.

Пока что итогом референдума станет длительное решение множества юридических вопросов. Шведский концерн Vattenfall через своё немецкое представительство и немецкий энергетический гигант E.on владеют концессиями на эксплуатацию газовых сетей, действительными до 2014 года, и электросетей – до 2016-го. Чтобы согласно воле народа заполучить энергетическое хозяйство назад, Гамбургу придётся создать собственную эксплуатационную компанию, а по истечении концессий – объявить конкурс на эксплуатацию сетей, в котором той, вероятно, предстоит участвовать наряду с фирмами, которые работают с сетями сегодня.

Более того, потенциальная искусственная победа в конкурсе земельных эксплуатационных служб над частными вполне может стать предметом судебного иска. Впрочем, гамбургские юристы должны суметь обезопасить вновь ставшие общественным достоянием энергетические сети от посягательств частников, как ранее это уже удалось примерно двум сотням значительно менее крупных немецких коммун.

Максим Смирнов Русская Германия № 39, 27.09.2013.

КЛ отмечает, данная история - лучшее подтверждение того, что вопросы, требующие финнасовых затрат, нельзя выносить на общенародный референдум. Если есть необходимость в принятии общенародного решения, оно должно идти в окомплекте с изменением в бюджете и голосовать должны избиратели, заплатившие в земельный бюджет налог не менее некоей предельной суммы. Иначе получаются такие бессмысленные решения