По автобану – не больше 120?

Федеративная Республика – единственное на континентальной Европе государство, на скоростных дорогах которого нет ограничений: теоретически мчаться по автобану можно с любой скоростью, на которую способен автомобиль. Существует лишь рекомендуемая скорость движения по автобанам – 130 км/ч, пишет Русская Германия.

Но левые и в Германии требуют ввести ограничения и, похоже, у них может получиться.

На самом деле при общей протяжённости автобанной сети ФРГ в 13 тысяч километров, участков, где скорость не регламентирована, – примерно 40 процентов; остальные – развилки, примыкания, мосты, зоны ремонта и прочие опасные места – снабжены постоянными или динамически регулируемыми знаками ограничения.



Обратная сторона водительских свобод – повышенная нагрузка на окружающую среду. Массовые автомобильные перевозки в принципе сурово сказываются на экологии, а быстрое движение – особенно: при сравнительно невысоких скоростях расходуется меньше топлива и снижаются выбросы двуокиси углерода (CO2).

Попытки ограничить скорость движения на немецких автобанах предпринимаются не в первый раз. Так, ещё в 2008 году большая коалиция, составленная, как и сейчас, из представителей консервативного блока ХДС/ХСС и Социал-демократической партии, отклонила предложение «Левой» партии и «Зелёных» ввести в Германии общий лимит скорости, который должен был составить 130 километров в час. Интересно, что ранее, в конце 2007 года, решение о необходимости добиваться введения скоростного лимита было принято на партийном съезде самой СДПГ, а впоследствии «красные» похоронили проект, видимо, осознавая его бесперспективность – ведь федеральный канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) тогда однозначно отклонила эту идею союзников, пообещав: «При мне ограничений не будет».

10 лет спустя тему лимита подняли в очередной раз – но уже не в партийных кругах. Инициатором выступает экологическая организация «Союз защиты окружающей среды» (Deutsche Umwelthilfe, DUH), о которой «РГ/РБ» подробно рассказывала в материале «Дать или не дать?» (№ 50/2018). Именно DUH через суды добивается введения запретов на движение дизельных автомобилей в наших городах. Руководитель «Союза» Юрген Реш (Jürgen Resch) сообщил, что его организация намерена не агитировать политиков, а избрать тот же судебный путь, что и с запретами на дизельные моторы. Если адвокаты DUH посчитают, что попытка добиться ограничения скорости юридически обоснована, государство как собственника дорожно-транспортной инфраструктуры ждёт серия исков. Они затронут не только автобаны: экологи намерены добиться и снижения скорости на трассах федерального значения (Bundesstraße) – сегодня на них действует лимит в 100 километров в час.

Интересно, что мнения жителей Германии по вопросу о целесообразности введения ограничений разделились практически поровну. В ходе дискуссии гамбургский еженедельник Der Spiegel провёл опрос среди своих читателей – нерепрезентативный, но массовый: в нём приняли участие свыше 125 тысяч пользователей интернет-портала Spiegel Online. 46 процентов из них считают, что лимит скорости обязательно нужен, 47% – что его ни в коем случае не стоит вводить. Остальные 7 процентов затруднились с ответом.

Параллельно с обсуждением ограничений скорости выяснилось, что обретает форму и проект пошлины за пользование автобаном. Многострадальное детище предыдущего кабинета министров, инициированное консерваторами из Христианско-социального союза, по словам нынешнего министра транспорта Андреаса Шойера (Andreas Scheuer) вступит в силу уже в текущий легислативный период – то есть до 2021 года. Правительство наконец нашло подрядчика, готового заниматься сбором пошлины: им оказалась мюнхенская компания CTS Eventim, известная в первую очередь как продавец билетов на культурно-массовые мероприятия и их организатор. Её партнёром станет австрийская компания Kapsch Traffic-Com, специализирующаяся на системах компьютерно-спутникового управления движением – с середины 2000-х годов Kapsch собирает пошлину с грузового транспорта на дорогах Австрии, Чехии, Польши. Подряд стоимостью 2 миллиарда евро рассчитан минимум на 12 лет. Министр транспорта сообщил, что «теперь можно приступать к совершенно конкретному организационному планированию и техническому развёртыванию системы».

Отметим, что введение пошлины для грузового транспорта на дорогах Германии 15 лет назад сопровождалось отсрочками (в итоге пошлина опоздала на полтора года), передачей другому подрядчику, судебными исками и последующими неустойками. Правда, и занимались пошлиной тогда совсем другие предприятия. Однако в последние годы Германия имеет печальный опыт неудач при запуске крупных дорогостоящих проектов. Рискну предположить, что в 2021 году мы по-прежнему будем ездить по автобанам бесплатно.

Пётр Левский № 1, 04.01.2019