Реформы или порядок - что раньше?

Реформы откладываются до наведения порядка. В результате нет ни реформ, ни порядка.

 

1.5 года, прошедших после Майдана, страна говорит о реформах.  О них говорили оба состава Правительства, Президент собрал Национальный совет реформ, общественники организовали многочисленные комитеты и советы по реформированию всей страны в целом и отдельных секторов в частности.

 

Но, по общему мнению, реформ в стране нет. Или есть, но такие медленные, что все равно как бы и нет.

 

Вот, например, за 1.5 года Налоговый кодекс перекраивали трижды и каждое называли налоговой реформой. На сентябрь намечена еще одна. Только вот оказывается, что каждое изменение увеличивает налоги и усложняет администрирование. Тем не менее, Правительству нравится и энтузиазм продолжения реформ высокий.

 

1.5 года власть обещает массовую приватизацию. От десятка крупных и успешных до тысяч небольших, часто уже остановившихся и не выплачивающих зарплату предприятий. Не приватизировано ничего.

 

И 1.5 года назад было ясно, что контролирующие ведомства нереформируемы и должны быть распущены, а все регулятивное законодательство отменено. За прошедшее время распустили 1 инспекцию (аграрную) и пообещали распустить еще одну (экологическую). Все остальные санитары, пожарники и защитники труда продолжают вымогать взятки.

 

Все понимают, что государственный аппарат громоздкий, раздутый и не выполняет своих функций, не имеет четких задач и критериев оценки, работает на себя, а не на общество. И ничего не меняется.

 

В чем же причина? Ведь у власти образованные молодые люди с опытом работы на рынке, в т.ч. зарубежном. А результат – как у красных директоров.

 

Все дело оказалось в последовательности.

 

Незыблемым ограничением для власти стало «выполнение социальных гарантий». Хотя на самом деле она их не выполнила, т.к. цены росли, а зарплаты бюджетников и пенсии остались неизменными, но в номинале они сохранились и выплачивались вовремя. Нынешний их уровень обеспечивался за счет «природной ренты». Другими словами, цены на мировых рынках на сырье и полуфабрикаты украинского производства были завышенными и на разнице хорошо жила элита, оставалось среднему классу, бюджетникам и пенсионерам. Но к концу 2014г. цены резко упали, природной ренты не стало. Тут бы уменьшить выплаты? Власть на это не пошла.

 

Она решила зайти с другого конца. Была предложена следующая последовательность.

 

- Наведение порядка и борьба с коррупцией позволит сбалансировать бюджет.

- За это время подготовить институциональные реформы с отменой лишних ведомств, оптимизацией оставшихся.

- И на этой уже основе снизить налоги, создать привлекательный инвестиционный климат, обеспечить экономический рост и т.д.

Последовательность оказалась негодной. Это стало ясно видно уже на первом этапе:

 

Наведении порядка.

 

Люстрация, аресты чиновников

 

Когда открывались дела против высоких чиновников предыдущего режима, менялись топ-менеджеры госкомпаний, отменялись принятые ранее лоббистские решения, народ поддерживал и требовал усилить и ускорить. Ускорить не получалось, т.к. у бывших чиновников и олигархов есть юристы, связи, деньги, а нереформированная правоохранительная система не умеет работать по закону. Отобранные у одних олигархов госпредприятия оказывались под контролем близких к власти политиков. Так, титановые ГОКи, которые были в аренде у Фирташа, по утверждению специалистов рынка находятся под контролем депутата от НФ Мартыненко. На эффективности их работы это положительно не сказалось.

 

Арестованные под камеры ведущих ТВ каналов чиновники тихо выпускались, кроме слухов против них ничего не могли предъявить.

 

Тендеры

 

Активная борьба за прозрачность тендеров, выборность менеджеров вызывает энтузиазм, но не дала положительного эффекта. Так министр здравоохранения Квиташвили прежде чем внедрять прозрачную процедуру при закупке лекарств, попытался понять, что вообще закупается и как потом распределяется. В результате сроки тендеров прошли, и больные остались без лекарств, а министр подал в отставку  . Дело, однако, в том, что в бюджетных затратах на медицину стоимость закупаемых лекарств составляет около 10%. Т.е. и порядок навести не удалось, и реформ нет.

 

Уклонение от уплаты налогов.

 

Во-первых, налоги подняли и из падающей экономики попытались выжать больше. В ответ усилились нарушения. Государство ввело дополнительный сбор на импорт. В результате выросла контрабанда, утверждают сами фискалы. В Закарпатье это вылилось в вооруженное противостояние.

 

Государство ограничило покупку наличной валюты в банках суммой 3000гр. В результате расцвели и укрепились нелегальные обменные пункты, которые не только не соблюдают лимит, но и не платят в бюджет и в ПФ, переживают общественники

 

Государство сократило пенсии работающим пенсионерам. Пенсионеры стали массово увольняться и работать без оформления. Государство увеличило ставки ренты при добыче газа. Добыча газа уменьшилась.

 

Во-вторых, началась борьба с уклонением от уплаты налогов.

 

Для борьбы с «налоговыми ямами» ввели НДС-счета. В результате с начала июля у законопослушного бизнеса стали отнимать в бюджет авансом 1/6 будущих поступлений, кто не мог платить вынужден был останавливать операции.

 

Для борьбы с уклонениями через единый налог всех предпринимателей обязали работать с РРО. Массовые протесты позволили не ставить РРО при обороте менее 1млн.гр. Но предприниматели уже начали закрываться.

 

На западных границах страны идет активная борьба с контрабандой, в Полесье воюют с добычей янтаря, остановили рынок 7км под Одессой, сносят МАФы в Киеве.

 

Борьба с коррупцией и наведение порядка до реформ - тупиковый путь

 

- Наведение порядка предполагает, что этот порядок уже есть, он известен, но не соблюдается. Необходимость реформ же означают, что порядка нет, а тот, что есть негодный. Т.е. власть пытается навести порядок, подлежащий замене, заставить работать ведомства, которые следует перестроить или вовсе распустить, соблюдать нормативные документы, которые должны быть отменены.

 

- Увеличение расходов бюджета и рост изъятий средств из экономики означают, что продолжают финансироваться расходы, которые должны быть сокращены или вовсе остановлены.

 

- Падение спроса на товары украинского экспорта на мировых рынках привели к сокращению производства вплоть до полной остановки сотен бизнесов. Попытка в этих условиях еще и пресечь те нарушения, которые позволяли этим предприятиям работать ранее, усиление налогового давления – дополнительный удар, усиливающий кризис и лишающий доходов дополнительные сотни тысяч человек. У экспортеров уменьшилась выручка, а их заставляют еще и продавать 75% поступлений. На импорт не хватает средств, а их еще и надо заморозить на 4дня на счете в банке и просить разрешение. У предприятий не хватает средств, а часть из них дополнительно блокируют на НДС-счете. Как всегда, основной удар – по легально работающим и соблюдающим закон.

 

- Нарушение закона и в хорошие времена позволяли выживать миллионам людей, у которых не было другого источника доходов. Жители приграничных поселений и ранее жили с контрабанды, полесские крестьяне и ранее добывали янтарь также как донецкие горняки – уголь в копанках, сотни тысяч предпринимателей на базарах и в МАФах работали без оформления, принимали товар без документов, платили чиновнику. Для большинства из них легальная экономика и ранее не предлагала альтернатив, а в кризис и подавно. Власть решила лишить их источника доходов и удивляется, что сотни ровенских крестьян в ответ бьют милиционеров.

 

- Силовое наведение порядка хорошо, когда нарушающих абсолютное меньшинство. Если же порядок нарушает больше половины тех, кого он касается, это не порядок вовсе и его нельзя наводить.

 

- Собрать в бюджет запланированный объем налогов соблюдая закон невозможно. Чтобы обеспечить социальные расходы, власть закрывает глаза на незаконные методы выбивания налогов фискалами. Но очень удивляется, когда они применяют те же методы для личного обогащения. Нельзя побороть коррупцию, пока налоги взимают исходя не из закона, а из потребности в финансах. Не бывает так, что для бюджета можно нарушать, а для себя нельзя.

 

Обычный ответ – на вершине всех нарушений, контрабанды, нелегального бизнеса стоят крупные бандиты, чиновники, олигархи. Они крышуют контрабанду, нелегальную добычу сырья, незарегистрированную торговлю. Истинные владельцы МАФов – не продавцы, а прокуроры и милиционеры, облагающие мелкий бизнес данью, утверждают киевские руководители

 

И добыча янтаря, и работа копанок крышуется чиновниками, милицией, криминалом.

 

Заметьте, люди не денег из бюджета просят, не выплат и льгот. Они хотят зарабатывать своим трудом. При этом их работа организована, есть инфраструктура. Были конфликты за места добычи янтаря – сегодня конфликтов нет, каждый добывает, не мешая другому, налажена доставка, сбыт. Это все сделала не власть, а «крышующие», за что и получают свою мзду. Почему она такая высокая, а отношения криминализированы? Потому что власть запрещает. Не организует отношения людей, не защищает честных тружеников, а запрещает и хочет с них денег в бюджет. Именно власть криминализирует работу, заставляет платить чиновникам и бандитам. Можно было бы с небольшими издержками получить место для торговли в Киеве, для намыва янтаря в Полесье, не было бы там криминала, «крыш», в бюджет шли бы деньги. И та же контрабанда, чаще всего, функция высоких импортных пошлин. Слишком велика разница в цене на продукты питания, одежду, технику между украинским приграничным городком и соседним заграничным. А население имеет право безвизово пересекать границу, на той стороне родственники и знакомые. Вы хотите им помешать зарабатывать на разнице цен? Снимаете войска с Донбасса и перекрываете границу? Снизить пошлины в итоге дешевле выйдет.

 

В стране кризис, ранее работавшие бизнесы сокращают производство или закрываются. Они работали при повышенном спросе на украинские товары, этот период прошел и вряд ли вернется. Надо начинать с нуля. Для этого нужны условия, «инвестиционный климат». Проше говоря, не надо создавать бизнесу дополнительные сложности. Меньше налогов, меньше контроля, больше защиты. Более того, новое не создается за 1 день. Найти новую нишу на рынке, зарекомендовать себя, приучить к себе клиентов – работа на годы, если не мешают. А украинское государство, почему-то, взялось мешать, называя это «наведением порядка» и «подготовкой реформ».

 

В течение этих лет не надо мешать людям выживать и зарабатывать. Даже если эти помехи называются тем же самым «наведением порядка». Последовательность, выбранная властью: рост изъятий, наведение порядка, а потом реформы и сокращение налогов, оказалась тупиковой. За 1.5 года ни реформ, ни улучшений, ни перспектив.

 

Последовательность должна быть иной: 

 

Реформа отраслей, оставшихся нетронутыми с советских времен – образования, медицины, ЖКХ, энергетики, социальной сферы, распространением на них рынка.

 

Сокращения бюджетных затрат на эти сферы.

 

Сокращение налогов до величины, которую можно цивилизованно администрировать, упрощение процедуры контроля и взимания.

 

Сокращение социальных выплат должно идти параллельно с облегчением доступа к работе всем желающим трудиться и зарабатывать, уменьшением контроля и изъятий.

 

Так можно и реформы провести, и экономику с уровнем жизни народа поддержать. Надо только решиться на реформы, а не откладывать их на «после наведения порядка».

 

Владимир Рапопорт КЛ, Либеральная инициатива