Богатство человечества создано трудом. К этой идее нас приучили со школы. Гораздо реже говорится о том, что такое труд и как он увеличивает богатство. Потому что тогда окажется – часто труд как физические и нервные усилия есть, а роста богатства нет.

Если в обществе большая часть труда – в холостую, общество бедное.

Аналітика

03.06.2012 16:42

 

Богатство человечества создано трудом. К этой идее нас приучили со школы. Гораздо реже говорится о том, что такое труд и как он увеличивает богатство. Потому что тогда окажется – часто труд как физические и нервные усилия есть, а роста богатства нет.

 

Если в обществе большая часть труда – в холостую, общество бедное.

 

 

Как такое может быть?

 

Труд приносит пользу только тогда, когда его результат нужен другому человеку. А как узнать, что он нужен? Легко. Если другой человек готов что-то отдать свое за результат вашего труда, значит, он ему нужен. И чем больше готов отдать, тем он ему нужнее.

 

Ну, вот, например, самый простой пример – хлеб.

 

Зерно пшеницы человек напрямую не потребляет. Его можно пустить на корм скоту. А можно переработать и получить хлеб или иные продукты питания.

Зерно перемалывают в муку. Мука более полезный продукт, чем хлеб. Муку хозяйки на кухне используют.

 

В муку добавляют масло, соль и другую составляющие по вкусу, раскатывают тесто, пекут в печи.

 

Получается хлеб.

Хлеб готов к употреблению, а зерно – нет. Хлеб нужен большему числу людей, чем зерно. Люди могут сами перерабатывать зерно в муку и хлеб для себя. Для этого им нужно оборудование и большие усилия.

Поэтому большинство доверяет эту работу профессионалам и покупает хлеб у них. Хлеб стоит дороже, чем зерно. Почему? В результате работы по превращению зерна в хлеб общество получило более полезный для себя продукт. Более простой в использовании. Значит, стало богаче. Как говорят экономисты, произведена добавочная стоимость.

 

Каждый мог бы пойти в пекарню и купить хлеб там. Но мало кому это удобно. Ни самой пекарне неудобно, ни покупателям. Поэтому водители, развозят хлеб, а магазины его продают. Они выполнят полезную людям работу. И люди им платят, а не ездят сами в пекарню.

Значит, и труд по перевозке и продаже хлеба увеличивает его стоимость, при этом делает все общество богаче. Общество богатеет, когда выпускаются более полезные, более удобные к конечному потреблению продукты.

 

Производство богатства отражает специальный статистический показатель Валовой внутренний продукт или ВВП. В нормальной экономике он, действительно, показывает рост богатства. Что такое – «нормальной»? Это когда производитель и покупатель работают по своей воле, без насилия и принуждения.

 

Другой пример – производство стали.

Добытые из-под земли и подготовленные руду и коксующийся уголь спекают в доменной печи, получая чугун - полезный для общества продукт. Чугун имеет много применений. Ни руду, и кокс использовать ни для чего нельзя, только для производства чугуна. Чтобы их использовать, нужны доменные печи, которые есть у небольшого количества людей. Остальным руда и кокс совершенно бесполезны.

 

Глыба руды у входа в рудный институт аналогичный кусок металла давно бы пристроили по назначению. Рудная глыба стоит уже много лет и никому не нужна. Доменной печи поблизости нет, в хозяйстве не используешь. Естественно, руда и кокс дешевле чугуна.

 

И так по всей цепочке. Заготовка для прокатки стоит дешевле готового листа или уголка, т.к. заготовку можно только прокатать на прокатном стане, а лист и уголок полезен многим. Машина или прибор из металла полезней самого металла и стоит дороже.

 

Т.е. труд, который делает людей богаче – это не просто расходование физической и нервной энергии. Это процесс превращения менее полезных для людей продуктов в более полезные.

 

А когда труд делает людей беднее?

 

Когда людей заставляют оплачивать ненужное им. Легче всего это сделать государству.

 

Простой пример. Согласно приказу Госкомитета по техрегулированию и потребительской политике №457 от 11.10.2010г. в Украине с 2012г. вступил в силу новый перечень кодов видов экономической деятельности (КВЕД). В мире эти коды – помощь аналитикам. В Украине они обязательны для каждого предпринимателя. Их следует указывать при регистрации, открытии счета, сдаче налоговых отчетов и т.д. И вот, Госкомитет что-то решил и всем предпринимателям следует в течение 2012г. сменить коды.

 

Для этого следует:

 

- заплатить за новый витяг из реестра 51гр, за новую выписку – 17гр плюс 3.4 за каждый лист. (проект закона об отмене этой платы прошел 1-е чтение в ВР. Но пока платить надо);

- изучить правила заполнения новой регистрационной карточки, распечатать или купить бланк и заполнить его;

- прийти в центр регистрации, выстоять 3-х часовую очередь и сдать документы регистратору;

- прийти в центр регистрации через 2 дня и получить новые витяг или выписку, выстояв в очереди уже меньше – до получаса.

 

Предприниматель заплатил за новые документы как за услугу. Именно как услугу он отразит это в своем балансе. Соответственно, увеличится себестоимость его продукции. Бухгалтер, которая оформляла документы, ездила по городу и стояла в очереди, получает зарплату. Есть фирмы, которые предлагают поменять КВЕД любому желающему. В предложении указана цена услуги 600гр.

 

Зачем людям платить эти деньги? Они же не меняли эти коды! Кому от этой замены стало лучше? Чиновникам упростилось управление? Но почему общество должно за это платить? В данном случае за удобство чиновников платят все граждане.

 

Итак, работа произведена. ВВП увеличено. Но стало ли общество от нее богаче? Усилия ответственных, квалифицированных работников (а малограмотным разгильдяям не поручат оформлять документы) ничего не принесла стране, рабочее время, ресурсы потрачены впустую. От такой работы общество стало беднее.

 

Заметьте, ВВП увеличилось. А общество обеднело. Потому что услуга навязана.

 

В стране больше 3 млн.предпринимателей, в едином госреестре предприятий и организаций – 1.33млн участников, каждому из которых следует сменить код. На ровном месте стране оказано услуг минимум на 250млн.гр. Ровно на такую сумму обеднела страна. Подобная услуга называется административной. Бюджет 2012г. предусматривает оказание административных услуг более чем на 3млрд.гр. Но это не все. Согласно статистике 600т.работников госуправления в 2011г. получили 22.8млрд.гр зарплаты.

 

Какое новое богатство произвели эти работники?

 

Конечно, никакое общество невозможно без обслуживающих его людей. Конечно, этим людям надо платить. Но не так же много для такого бедного общества! Хоть как-то сдерживать их аппетиты!

 

Предприятия вынуждены получать сертификаты, разрешения, лицензии каждые 3-5 лет. Потом меняется их форма и надо получать новые. За каждый документ следует платить 5-10т.гр и более, причем, каждый новый документ в 2 раза дороже предыдущего. На предприятии работают высококвалифицированные специалисты, которые должны разобраться, что нужно для получения документа, выбегать по инстанциям, оформить документы. Это без учета неофициальных выплат чиновникам.

 

Вот пример небольшого завода.

 

«ПЛАС» (план ликвидации аварийных ситуаций) заплатил 12т.гр

Строительная лицензия заплатил 11т.гр

Паспортизация зданий и сооружений заплатил 15т.гр.

Лицензия на работу с прекурсорами (обычным ацетоном) заплатил 15т.гр. И т.д.

 

Это официальные выплаты контролирующим органам и связанным с ними фирмам. Все эти документы на 5 лет, но через 5 лет все цены оказываются в 2-3 раза выше.

 

Все эти документы ежегодно получают десятки тысяч предприятий, суммы складываются в миллионы и миллиарды, люди получают зарплаты, растет статистика услуг. А страна делается беднее.

 

Предприятие вынуждено заполнять сотни форм отчетной документации, бухгалтерские, налоговые, таможенные документы. За неверное или несвоевременное заполнение его штрафуют. Но регулирующие органы постоянно придумывают изменения в правилах заполнения этих документов, а также требуют разовую информацию произвольной формы.

 

Тысячи консультационных фирм проводят семинары, где разъясняют, как правильно заполнять. Они также предлагают свои услуги по заполнению и сдаче отчетов в контролирующие органы тем, кто не может содержать нужных специалистов. Издается десятки печатных изданий, информационные фирмы предлагают готовый программный продукт, реализующий требования контролеров. За поддержанием этого продукта в актуальном состоянии следят сотни тысяч специалистов.

 

Один только Вестник налоговой службы выходит тиражом 60т.экземпляров. Стоимость подписки – 5000гр. Вот Вам еще услуг на 300млн.гр. на ровном месте, сделавших нашу страну беднее (мое оценочное суждение о))) ).

 

Все эти миллионы квалифицированных и ответственных людей по всей стране своим нелегким трудом не производят никакого нового богатства. Они в лучшем случае, удовлетворяют любопытство чиновников. Но не за их, чиновников, а за наши деньги.

 

В богатых странах люди не ходят по чиновникам, не заполняют десятки отчетных и регистрационных форм. Регистрация – через Интернет. Количество отчетов регламентировано, небольшим фирмам для этого не нужен специальный работник. Минимум времени на удовлетворение любопытства чиновников, максимум – на производство нужного людям продукта. Потому эти страны и богатые.

 

Что интересно. Все власти постоянно и громко отменяют формы отчетности и упрощают регистрацию. Но количество форм отчетности растет, а регистрация усложняется, ее стоимость и трудозатраты каждый год выше, чем в предыдущем.

 

Но это не единственный пример ненужной работы, делающей страну беднее. Есть еще работы, выполняемые государством.

 

Еще один пример. В рамках подготовки к Евро-2012 под Каневом на государственные средства построена вертолетная площадка. Часто говорят – ну какая разница, на какие деньги построена? Площадка то останется, ее смогут использовать владельцы вертолетов. Для владельцев вертолетов появился новый вид услуг. Значит, страна стала богаче?

 

А вот и нет. Беднее.

 

Представьте, некий предприниматель построил бы такую площадку.

Он бы вложил в нее свои деньги, а не плательщиков налогов.

Он бы построил ее в таком месте, в котором она была бы удобна потенциальным клиентам, а не там, где захотелось начальству.

Он бы эксплуатировал ее за свои деньги, а не за государственные

Он бы обеспечил ее прибыльную работу, владельцы вертолетов получили бы новую услугу, платили бы деньги, покрывавшие затраты предпринимателя и приносящие ему прибыль. Страна стала бы, хоть не намного, но богаче.

 

Площадка, построенная государством, забирает деньги у государства как инициатора строительства, а не прибавляет. Никто не ставит целью ее прибыльности, ведь на ее содержание выделены государственные средства. В период, когда ею не пользуется власть, она простаивает, иногда сдается частным владельцам вертолетов (которые смогли договориться), причем, их деньги идут в карман обслуживающего персонала. Новой стоимости не производится, наоборот, уничтожены деньги налогоплательщиков, материальные ресурсы, а потребитель ничего не получил взамен.

 

Этот пример показывает – не все равно, кто строит и производит. В СССР производилось множество полезных товаров и услуг, но население жаловалось на дефицит и неудобства. Ведь производилось не то, что спрашивали люди, а то, что захотели произвести руководители. Магазины ставились не там и не столько, сколько нужно людям, а там и столько, сколько решало начальство. И при огромных затратах ресурсов у людей было ощущение, что ничего нет. Все надо было доставать. Это типичный пример экономики, работающей не на потребителя, а на чиновника. При огромных затратах усилий и материалов, люди ощущают себя бедными. Им не дали тех товаров и услуг, которые им нужны, в том виде, месте, которые им желательны.

 

Как видим, и у нас государственные вложения не увеличивают богатства. Хрестоматийный пример Хюиндай. Частный инвестор, желающий получить от проекта прибыль, никогда бы не выбрал данный поезд, не составил бы такого неудобного расписания. В результате затраты есть, статистика показывает рост, а люди стали беднее. Их деньги потрачены, в результате чего им стало менее удобно, чем было ранее (здесь не рассматривается коррупционная составляющая).

 

Власть очень любит хвалиться высокими цифрами роста промышленности, строительства, ВВП (правда, с 2012г. эти цифры прекратили рост). Но никогда не говорит, какой % этого роста – принудительные товары и услуги, делающие общество беднее.

 

Например, в 2011г. по статье «Евро-2011» всего было потрачено 45.9млрд.гр. или больше 3% ВВП.

 

Но это не единственная статья госзатрат.

 

Инвестиционные расходы госбюджета оценены в 51.7млрд.гр или 4.4% ВВП (на Евро из госбюджета 24.5млрд.гр). Сюда не входят расходы местных бюджетов и кредиты которые придется отдавать.

 

В результате, строительство в 2012г. росло. А люди этого не заметили. В 2012г. расходы на Евро уменьшились, строительство стало падать и по статистическим показателям. Стала ли страна богаче от расходов на Евро?

 

Вот Президент в ежегодном послании констатирует: «Особливістю 2011 р. стало перетікання фінансових ресурсів до державно­го сектору економіки». Но не дает этому никакой оценки.

 

Если клуб Шахтер построил себе стадион в Донецке, то он затратил свои деньги, он будет сам его обслуживать и стараться получить прибыль. Кроме спортивных соревнований устраивать концерты, выставки, собирать рекламу, оказывать людям другие услуги. А Львовский стадион, построенный на государственные деньги? Его эксплуатация ляжет на город, убытки покроет государство.

 

А почему чиновник не может эксплуатировать такой объект прибыльно? Потому что убытки покрывает не он, а государство. Потому что никто не оценивает чиновника по тому, прибыльный стадион или нет. Потому что чиновник сегодня тут, а завтра руководит чем-то другим. Потому что еще ни 1 чиновника не изгнали с госслужбы без выслуги и пенсии за убыток подконтрольных ему производств. Скорее, за необеспечение начальства откатами о(((. Поэтому у чиновника мозги на другое направлены.

 

Поэтому чиновник строит не там и не то, что нужно людям, а то и там, где ему удобней.

 

Поэтому госпредприятия убыточны, а убыток покрывает бюджет. Они что-то производят, а страна беднеет.

 

И, под конец, несколько цитат.

 

Из Послания Президента Януковича 2012г.

 

«В умовах низької динаміки приватних інвестицій забезпечити зростання еко­номіки можливо лише через розширення та підвищення ефективності держав­них інвестицій».

 

Программа объединенной оппозиции.

 

Ми реалізуємо Програму створення нових робочих місць, в основі якої буде державне стимулювання економічної активності.

 

Ми здійснимо реструктуризацію української економіки, вона не буде сировинним придатком розвинутих країн, а стане економікою XXI століття. Наша особлива увага буде зосереджена на відродженні індустріального потенціалу міст Сходу і Півдня України.

 

Ми ініціюємо створення державних неприбуткових будівельних компаній, які будуватимуть доступне житло.

 

Вот потому и бедные.

 

О работе и богатстве рассуждал Влад Харьковский