Проблемы украинской экономики – это проблемы несвободной экономики. Страна получила от СССР предприятия, которые выпускали то, что требовал Госплан, а не то, что нужно рынку. Госплана не стало, предприятиям стало плохо. Все усилия власти до сего дня были направлены, чтобы позволить им продолжать не работать на нужды людей.

В кризис это тяжело.


Кризис – это шанс перестроить украинскую экономику на началах экономической свободы. А значит, укоренить в стране свободу политическую.
Хорошая мировая конъюнктура последних лет позволила украинским предприятиям успешно работать на старом технологическом багаже.

Правительство, вместо стимулирования структурных реформ, боролось за передел доходов от высоких мировых цен. Предприятия пыталисьотобрать у одних и отдать другим, более близким владельцам. Повышались тарифы, налоги, пошлины. Экономическая свобода не укреплялась. Возникнув на заре независимости, в условиях распада советской экономики, она осталась неполной, урезанной, несовершенной. Чиновники имеют прямое отношение к владению собственностью, установлению цен и тарифов, выдаче большого количества разрешительных документов, без которых бизнесовая деятельность невозможна. Объем средств, проходящих через государственные монополии, бюджетный сектор составляет больше половины общественного продукта.

Выгода предпринимателя от внедрения технических или организационных новшеств несопоставима с выгодой от хороших отношений с чиновниками. Простое и быстрое получение разрешительных документов, заказы от государственных, бюджетных организаций, благожелательное отношение контролирующих органов обеспечивает высокий уровень доходов без инвестиций и инноваций. Отдельной проблемой является оформление прав собственности. Система фиксации прав собственности на землю, здания, сооружения сложна и противоречива, требует много времени и усилий и не обеспечивает защиты. Земля сельскохозяйственного назначения фактически выведена из оборота вследствие Моратория.

Экономика Украины работала за счет хорошей мировой конъюнктуры на товары нашего экспорта и низких затрат на зарплату и ресурсы. Правительство предпринимало все меры, чтобы получить себе как можно больше средств от ее работы, поставить под контроль все ликвидную собственность и основные денежные потоки чем, на самом деле, еще более ограничило экономическую свободу. Для получения общественной поддержки своего вмешательства, власть увеличивала раздачу благ населению. Это вело к росту затрат производителя – росли зарплаты, тарифы госмонополий, цены на сырье и топливо. Частные собственники, несмотря на ограничения со стороны чиновников, улучшали технологию, устанавливали новое оборудование. Однако, они оставались в рамках старой, негодной структуры экономики.

Негодная структура экономики.

Основой украинской экономики является производство полуфабриката. Четверть украинской промышленности и 40% экспорта дает металлургия. 40% продукции нашей металлургии – это заготовка, т.е. продукт, который нельзя использовать в строительстве или машиностроении. Ее надо прокатать на прокатном стане, чтобы получить полезный экономике продукт. Так вот, 40% нашей продукции прокатывают уже за рубежом. Остальные 60% это простой прокат. Только 20% из выпускаемого простого проката нужно нашей экономике. Остальное также экспортируется по невысоким ценам. Почему по невысоким?

Из-за низкого качества. В то же время, в страну ввозится прокат высокого качества, который у нас не вырабатывают. В Запорожье есть трансформаторный завод. Но металл для него ввозится из-за границы, наш не годится. Автомобили из нашего проката также не выпускают. Толщина большая, а гибкость недостаточная. Поэтому за рубежом наш металл применяют для простых нужд или подвергают дополнительной обработке, придавая нужные качества. А уже качественный металл или изделия из него Украина ввозит за валюту.

Украина покупает в России газ для своих азотных заводов. Получает азот, аммиак, азотные удобрения. Часть удобрений оставляет себе, все остальное продает. А полученные из аммиака химические волокна и нити, изделия из них – покупает.
У нас есть машиностроение, которое не может работать без импортных комплектующих. Продукция нашего машиностроения на 20-40% используется в стране, остальное импортируется в Россию и другие страны бывшего советского блока, а также в сырьевые страны Ближнего Востока. Более развитые страны наши машины не покупают.

За время экономического подъема у нас поднялась пищевая промышленность. В условиях спада она по своему удельному весу превзошла даже металлургию. Это единственное наше достижение. К сожалению, в отношении промышленных товаров украинская промышленность абсолютно не удовлетворят потребности внутреннего рынка. У нас не производится практически ничего из того, что нужно населению. Телефоны и компьютеры, косметика и памперсы, одежда и обувь, электротовары и посуда – все это экспортируется или, в лучшем случае, собирается внутри страны из готовых узлов и агрегатов.

Оборудование для промышленности также ввозится. Нет практически ни одной замкнутой технологической линии. Только 4% продаваемой в торговле обуви произведены на территории Украины, 3% аудио и видео техники (собраны), о чем тут говорить?
Почему же наши производители не пытались заняться производством нужной стране продукции, ведь рынок свободен? Да из-за того же вмешательства государства. С одной стороны, завышенный курс гривны, вызванный высокими ценами на металл, делал выгодным импорт. С другой, власть защищала предпринимателей от конкуренции со стороны, создавая сложности для начала производства посторонними.

Т.е. отсутствие экономической свободы не давало изменить структуру экономики, а власть все устраивало, пока росли цены на металл и аммиак.
Но низкокачественный полуфабрикат на мировом рынке нужен только, пока растет производство. Начался кризис – и потребность в нем резко упала.
Россия и страны Ближнего Востока покупали нашу машиностроительную продукцию, только пока росли цены на нефть. Цены упали и у них упали аппетиты, они остановили новые проекты. А наша потребность в одежде и обуви, электротоварах и парфюмерии осталась, и удовлетворять ее - нет валюты.

Второй фактор нашего кризиса – государственные монополии.

Нефтегаз, Укрзализныця, Укртелеком не соответствуют требованиям украинской экономики, являются рассадниками коррупции и отсталости. И пассажиры, и промышленность жалуются на наши железные дороги. А они не улучшаются, куда уходят огромные государственные средства, догадывается каждый, кто имел дело с этой организацией. Завышенные цены на все, огромные откаты, отсутствие всякого контроля.

А пути разрушаются, вагоны и локомотивы старые, порты простаивают и теряют клиентов из-за невозможности довезти товар, промышленность создает огромные запасы из-за несвоевременной доставки. Весь в долгах Нефтегаз, неспособный расширять добычу ни нефти, ни газа. Таких громоздких частных структур в мире давно нет. Если частная фирма видит, что бизнес стал неуправляемым, она его разделяет. Какие-то направления закрывает, отдает на аутсорсинг, какие-то выделяет в самостоятельный бизнес, формирует простую и хорошо управляемую структуру. Есть ли в мире компания, которая бы укладывала железнодорожное полотно, следила бы за его состоянием, за работой автоматики, строила бы мосты и тоннели, станции и вокзалы, обслуживала бы их, возила бы пассажиров и грузы, ремонтировала вагоны и локомотивы, строила новые вагоны, стирала белье, готовила продукты, торговала и т.д.?

Нет такой компания, каждая старается оставить себе профильный бизнес, в котором у нее ноу-хау, преимущества перед конкурентами. Остальное – выделить, продать. Только государственная монополия все собирает себе и все за что берется, делает плохо. Система коррупции, откатов от госмонополий распространяется по всей экономике. Но Правительство это устраивает. Контроль над таким большим сектором хозяйства, распределение огромных ресурсов делает чиновников Правительства влиятельными политическими игроками, от которых зависит жизнь и существование многих отраслей и предприятий, в т.ч. частных.

Наступил кризис.

Обычным способом выхода из него для большинства стран является государственная поддержка отраслей и предприятий. Ведущие страны мира тратят немалые средства из бюджета, идут на образование долгов, эмиссию, чтобы не дать упасть своим предприятиям. Всем? Нет, тем, в которых видят перспективу. В которых у страны первенство, ноу-хау. В США есть металлургическое лобби, требовавшее поддержки металлургии. Есть автомобильное лобби, требовавшее поддержки автомобильной отрасли. Но они не добились своего. В этих отраслях у США нет первенства, нет перспектив.

Поддерживаются авиастроение, химия, фармацевтика, отрасли, в которых США лидирует, определяя до 20% мирового экспорта. США, Германия – лидеры мировой торговли, они могут позволить себе дефицит бюджета, увеличение долга и даже эмиссию. Они знают, за счет чего все это покроют. Россия, Китай – страны, имеющие огромные сырьевые ресурсы, которыми могут покрыть свои долги. За счет чего может покрыть свой дефицит Украина? Как она может поддержать свои отрасли?

Премьер требует от НБУ дать деньги на кредиты экономики, а не на валютный рынок. Знает ли она, чего требует? Представим себе, НБУ дает деньги банку, тот – автомобильному заводу. Но наши заводы только называются автомобильными. На самом деле, они автосборочные. Из-за рубежа ввозят кузов, двигатель, коробку передач и т.д., здесь все это свинчивают и получают украинский автомобиль. В лучшем случае, ввозят детали, тут их красят, сваривают кузов. И только Ланос и Богдан выпускают на 50% из украинских комплектующих. Что сделает автосборщик, получив кредит на развитие производства? Пойдет покупать валюту, чтобы закупить машинокомплект. А что сделает производитель шин?

Пойдет покупать валюту, чтобы купить каучук, корд. Между тем корд делают из украинской катанки в Турции. Его могли бы делать и украинские заводы. Но не делают. И так любой производитель пойдет на рынок покупать валюту, чтобы купить комплектующие и материалы. Но и рабочие получат зарплату. Что они с ней сделают? Пойдут покупать одежду, обувь, посуду, мобильники, электротовары. Продавцы, продав товар, пойдут покупать валюту, чтобы завезти новый. В результате, за 1-2 оборота большая часть гривны окажется на валютном рынке. А Премьер будет разоблачать банкиров, которые вместо поддержки своих производителей, скупают валюту. Не знаю, действительно, не понимает, что при нашей структуре экономики все дополнительные деньги пойдут на валютный рынок?

Та же проблема будет и с развитием инфраструктуры. Есть такой распространенный способ поддержки своей экономики – давать деньги на дороги, гостиницы, т.е. строить объекты, нужные всей экономике. Но это хорошо делать при низкой инфляции. А нас она высокая. Вложить деньги сейчас, создать новый спрос на потребительском рынке, который нечем удовлетворить. А результат объекты инфраструктуры дадут нескоро, их строят несколько лет, потом они увеличат инвестиции – еще несколько лет пройдет. А объекты инфраструктуры, в большинстве своем, принадлежат госмонополиям. Воровство откаты и коррупция при реализации проектов обеспечены.
В силу нашей структуры экономики, отсутствия экономической свободы, засилья государства, т.е. чиновников, выход из кризиса отличается от выхода большинства стран.

Наш путь из кризиса.

Сам по себе кризис в Украине отличается от кризиса в других странах. Если там это результат перепроизводства, обеспеченного неоправданной денежной эмиссией,
то у нас – результат искаженной структуры экономики и неоправданного государственного вмешательства.
Что можно сделать для изменения структуры экономики? Не давать льготы экспортерам полуфабриката и отверточным сборщикам иностранных комплектующих.

Почему Украина возвращает НДС экспортерам заготовки, чугуна, руды? С началом кризиса доля заготовки в экспорте металла превысила 50%. Правительство, заинтересованное в приходе валюты, не смотрит, что экспортируется. Но рост экспорта заготовки в январе в 5 раз не помог, экспорт Украины в целом составил 2.5млрд.$, ниже чем даже в ноябре. Экспорт остального металла падает, а качественный металл не выпускается вовсе. Начало февраля вызвало у Премьера надежду – заготовку брали активно. Но это такой товар, то ее берут, то нет. С середины февраля спрос на прекратился полностью. А больше Украина ничего не может предложить. Возврат НДС при экспорте сырья и полуфабрикатов, которые можно перерабатывать в Украине, необходимо было давно отменить.

Другой пример – постоянный спор, надо ли вводить пошлины на экспорт семечек. Ведь у нас свои заводы подсолнечного масла, они останутся без семечек, если его экспортировать. Почему крестьяне хотят продавать семечки зарубеж, если наши заводы дают ту же цену? Опять из-за возврата НДС. Если поставлять семечки украинскому заводу, надо платить НДС. А если экспортировать, НДС возвращают. Есть ли больший пример вредного регулирования?

Почему в страну везут машинокомплекты и тут собирают автомобиль? Потому что машинокомплекты ввозятся без пошлин, а на готовый автомобиль пошлины. Но в чем тут смысл? Льготы надо давать при степени локализации не менее 50%. Чтобы наши металлурги научились выпускать автомобильный лист, автомобилестроители - делать из него кузов автомобиля не только для себя, но и для других стран, можно дать льготы.

Пока же государственное регулирование ведет к обратным результатам. Наши машиностроители теряют свой уровень. Когда-то Турбоатом делал турбины для Мексики и Финляндии. Сейчас – крупногабаритное литье, которое обрабатывает заказчик за границей. Когда-то судостроительные заводы делали корабли. Сейчас – крупногабаритные металлоконструкции, которые заказчик сам доводит до готовности и начиняет оборудованием. Страна теряет интеллект, производит товары уровня начала 20в. Но ведь тогда и уровень жизни для нас достижим тоже начала 20в.
Нельзя, даже в погоне за валютой, поощрять экспорт полуфабрикатов.

В 70-е годы в мире был кризис в чем-то похожий на наш, спад производства наложился на инфляцию, известные способы государственной поддержки, контроля над ценами не давали результатов. Выход был найден в увеличении экономической свободы. Тэтчер в Англии и Рейган в США отменили социалистические решения своих предшественников. Государственные монополии приватизировали, контроль над ценами прекратили, поддержку неспособных конкурировать остановили. В результате усмирили цены и обеспечили рост за счет жизнеспособных отраслей. Это наш единственный путь.
К сожалению, Правительство выбрало прямо противоположный метод действия.

Оба Правительства, и Януковича, и Тимошенко ограничивали экономическую свободу и все глубже влезали в экономику. Все спорные шаги нынешнего Кабмина: тендерная палата и земельные аукционы, продление моратория на продажу земли и блокирование судебной реформы, остановка экспорта зерна и подсолнечного масла, запрет разработки газа на шельфе и запрет аверса Одесса-Броды связаны с ограничением свободы частной инициативы, с ростом зависимости от чиновника.
Часто говорят, мол, к чему нам тонкости регулирования, в них должны разбираться специалисты. Это верно, но есть принципиальные моменты. Расширяет регулирование возможности человека или, наоборот, ставит под контроль чиновника? Все претензии, были не к тонкостям, а к очиновничению экономики. А значит, к ее застою и загниванию.

С началом кризиса давление на частный бизнес усилилось. Отрицательные результаты собственного неправильного регулирования используются, чтобы глубже влезть в частный бизнес. Использование бартера при возврате НДС зернотрейдерам переводит уровень вмешательства в новое качество.

То требуют пролонгировать кредиты аграриям независимо от качества кредита и платежеспособности заемщика, то определяют ставки для разных отраслей, а вот уже хотят войти в руководство банков за счет эмиссии НБУ – шаг за шагом делают банковский сектор несамостоятельным, зависимым от чиновника. Вместо реформ укрепляют позиции госмонополий, пресекают все попытки частного бизнеса составить им конкуренцию.

Выбран путь прямо противоположный тому, который может вывести нас из кризиса. Он закрепляет неверную структуру нашей экономики, ее монополизм и загнивание. Развитие, инициатива, самостоятельность, наоборот, изгоняется.

Без конкурентной частной экономики, не может быть устойчивой демократии. Может быть или советская, или суверенная путинская. А для нее нужны дешевые ресурсы. Но нет у нас ресурсов. Вот и получается, что или назад в сырьевую Империю, или распад.

Желающих судьба ведет, нежелающих тащит. Украину судьба тащит в либеральную демократию уже лет 15. Украина сопротивляется. С приходом Правительства Тимошенко сопротивляется особенно ожесточенно. Судьба может утомиться тащить.

Влад Харьковский